Бюджету-2004 дефолт не страшен

Об этом мы беседуем сегодня с первым заместителем министра финансов России Татьяной Голиковой.

- Когда простой российский человек читает "Утвердить расходы в сумме два триллиона шестьсот с лишним миллиардов рублей и доходы в сумме два триллиона семьсот сорок миллиардов рублей", то для него это уже не математика, а астрономия. Цифры какие-то абстрактные для восприятия. Можно как-то понагляднее рассказать о бюджете? Обычно выделяют три главные статьи расхода - внешний долг, оборону и прочие силовые структуры и так называемую "социалку", куда входит много чего, включая зарплату бюджетникам. Как это все будет выглядеть в 2004 году?

- Не стала бы я так делить, тем более что внешний долг, который вы поставили на первое место, вряд ли его заслуживает.

- Что, совсем маленький стал?

- Сумма, может быть, и большая, но мы уже к ней так не относимся, как относились раньше, и для нас эти платежи не являются приоритетными расходами. Это обычные плановые платежи, которые происходят по графику.

- Вы сказали, что внешний долг - не приоритет. Но помните, как много говорили о проблеме 2003 года, на который приходился пик платежей. Пики кончились?

- 2004 год - более спокойный, примерно на 2 миллиарда долларов меньше надо заплатить. Но раз уж мы пережили 2003 год...

А вот социальные расходы действительно заслуживают отдельного разговора. При существенном повышении зарплаты, как, скажем, было в прошлом году, на 89 процентов, расходы возрастают, и возрастают прилично. В этом году индексация произведена в бюджете 2003 года, 2004 год учитывает лишь то решение, которое было принято сейчас, с 1 октября по всем категориям бюджетов. Есть предложение депутатов Госдумы (как раз при третьем чтении было высказано), что Правительство по итогам первого полугодия должно представить предложение по индексации заработной платы работников, которые оплачиваются по ЕТС.

- Кстати, о единой тарифной сетке, ЕТС, как вы ее назвали. Вроде бы создается новая система оплаты труда бюджетников?

- Да, создаются сетки по отраслям. Вначале было объявлено, что на отраслевые системы мы будем переходить с 2004 года. Потом перенесли это решение на один год, чтобы синхронизировать с процессом разграничения полномочий, который будет происходить с января 2005 года.

- Если заработная плата - не самая главная статья социальных расходов, то на что же уходят деньги. Ведь пенсии идут через внебюджетный Пенсионный фонд?

- Тем не менее и это - обязательство федерального бюджета, потому что федеральный бюджет по существующему пенсионному законодательству платит базовую часть пенсии. И все, что мы получаем на эту часть в федеральный бюджет, мы отдаем в Пенсионный фонд. Единый социальный налог - это и есть та самая часть. Во-вторых, у федерального бюджета есть обязательства по выплатам так называемых социальных пенсий. И социальные пенсии - чуть более 50 миллиардов рублей - мы тоже перечисляем в Пенсионный фонд, он и их выплачивает. А третья составляющая пенсий - пенсии военнослужащим. Пенсии военнослужащим и социальные пенсии, это почти 170 миллиардов рублей.

- Это больше, чем в прошлом году?

- Это существенно больше. Но есть и другие выплаты. Каждый закон о предоставлении каких-то льгот, выплат имеет в бюджете свое обозначение, и, как правило, обеспечение всего законодательства у нас идет через раздел "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы". Почему так сложно? На сегодняшний день наше законодательство построено таким образом, что из федерального бюджета выплачиваются деньги по льготам, которые предоставляются на территории субъектов РФ, а, естественно, выплаты идут туда: субвенции бюджетам субъектов затрат по донорам, чернобыльцам, по оплате жилищно-коммунальных услуг, Героям и т.д.

Если говорить о таких расходах 2004 года, то они - все до одного - возросли. И вот тут я хочу сказать, что начиная со следующего года мы будем приводить все наше законодательство в порядок. Все законодательство, не только социальное, но социальное в большей степени будет разграничено, поскольку начнут действовать законы по разграничению полномочий. В итоге часть выплат останется на федеральном бюджете, часть закрепляется за субъектами РФ. Но при этом все они остаются. Единственное изменение, которое эти льготы могут претерпеть, но это пока еще не определено, что они могут остаться как льготы, а могут превратиться в денежные выплаты, то есть деньги будут выдаваться человеку на руки.

- Не могу не задать еще один вопрос, так или иначе затрагивающий социальные проблемы, - внутренний долг. Действительно, в бюджете подробно расписано, какие ценные бумаги, облигации будут гаситься в этом году, какие купоны. Но ведь есть еще вкладчики Сбербанка, так называемые физические лица. Тут на все про все выделено 25 миллиардов рублей. Ведь этого крайне мало. И еще - про миллиарды две строчки, а потом две страницы - кому выдаются компенсации.

- Да, и кому, и в каком порядке. Наверное, через какое-то время мы откажемся от такого подробного изложения в законе и бюджете этой проблемы. Но, наверное, вы видите, что расходы год от года возрастают, и достаточно существенно, не так, как растут все остальные. Было 20 миллиардов рублей - стало 25. Кстати, вы говорите - мало, но и это не выбирается, на начало декабря было получено компенсаций 19 миллиардов, целый миллиард оказался невостребованным.

- Конечно, получатели уже умерли!

- Так ведь наследники остались. Но я должна вам сказать, мы идем поэтапно, потому что нет возможности выплатить сразу те триллионы, о которых говорят. Каждый год, когда начинаем составлять бюджет, размышляем, что же выбрать приоритетом для социальной политики: повысить заработную плату и увеличить объем выплат пенсий или компенсировать сбережения граждан в большем объеме? И вот, соизмеряя возможности бюджета, мы эти интересы стараемся соблюсти в более или менее равной мере.

- Недавно кончилась избирательная кампания, много в ней было демагогии, но были и вполне аргументированные высказывания, которые можно суммировать так: что же мы создаем профицит бюджета вместо того, чтобы увеличивать социальные расходы.

- В принципе несогласна с таким подходом. Профицит бюджета - на самом деле не профицит, а сумма, которая может образоваться в федеральном бюджете, если цена на нефть будет достаточно высокой. Как бы парадоксально это ни звучало, но это так.

Вот у нас все хорошо на протяжении четырех лет, и все забыли, что бюджет не исполнялся, и тогда из бюджета не платили даже заработную плату. Так что те 83,4 миллиарда, которые перейдут в Стабилизационный фонд, - это всего лишь разница между доходами, которые были посчитаны при цене по 20 долларов за баррель и 22 доллара за баррель. Будет такая цена - будут и впредь эти доходы. А если не будет, как нам исполнить те обязательства, которые мы на себя приняли, и не допустить уменьшения расходов бюджета?

- Но ведь создание Стабилизационного фонда - это только первый шаг. А вторым должно стать появление неких источников доходов. Что же появилось в статьях дохода 2004 года? Может быть, больше будем брать налогов, больше продадим имущества?

- Вот те раз - Минфин предлагает снижать налоговое бремя, пересматривает ставки, отменяет налоги, написал массу поправок в Налоговый кодекс. И вы говорите - брать больше!

- Тогда откройте тайну, за счет чего растут доходы?

- За счет лучшей ситуации в стране. Сложился высокий фонд оплаты труда - увеличивается поступление подоходного налога. Увеличивается объем налогооблагаемой базы - растет налог на прибыль, больше выручка - увеличивается НДС.

- Могли бы вы одним словом обозначить бюджет 2004 года? Бюджет социальной направленности. Бюджет пересмотра налоговой системы...

- Я бы отметила две вещи. В бюджете появились новые расходы, которые мы раньше не обеспечивали за счет средств федерального бюджета, в том числе и социальные. Например, мы предполагаем, что увеличится доля социальных стипендий с 5 процентов до 25 процентов. Или в числе реальных льготных выплат добавился один федеральный закон - о донорской крови и ее компонентах. Закон с момента его принятия в 1993 году никогда не финансировался из бюджета. А в этом году мы его включили в бюджет, выделили пока 1,1 миллиарда рублей.

А другое, на что я обратила бы внимание: по-другому выстроены отношения с бюджетами субъектов Федерации. Когда отменялись налоги, например, с продаж, которые давали средства субъектам Федерации, встал вопрос, чем компенсировать. И мы в отличие от прошлых лет решили, что компенсации должны происходить не за счет денег из федерального бюджета, а за счет передачи доходных источников Федерального бюджета, части налогов.

А самое главное, наверное, в том, что бюджет вызывает у меня полное ощущение надежности. И потому с легким сердцем могу обещать читателям "РГ", что в рамках того, что здесь написано, все будет гарантированно выполнено.

- Сколько записано - столько и заплатят?

- А может быть, еще и сверх того.

Досье "РГ"

Показатели бюджета-2004 рассчитаны на основе прогноза, в котором предполагается, что цены на российскую нефть не упадут ниже 22 долларов за баррель, а инфляция удержится в диапазоне 8-10 процентов. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта составляет 15,3 триллиона рублей.

Самые крупные статьи расходов в предстоящем году: национальная оборона - 411,47 млрд. рублей, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 310,58 млрд. рублей, образование - 117,79 млрд. рублей, социальная политика - 161,19 млрд. рублей, обслуживание госдолга - 287,57 млрд. рублей, финансовая помощь другим уровням бюджетной системы - 813,97 млрд. рублей. Кроме того, определен объем федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ - 175,8 миллиарда рублей.

Документ