Достаточно вспомнить, что еще не так давно, в 90-е годы, из-за несоответствия патентного законодательства условиям рыночной экономики в сфере интеллектуальной собственности образовалась поистине "черная дыра". На Запад ушло немало российских изобретений - новые, не имеющие мировых аналогов машины и механизмы, приборы и технологии, в том числе и обеспечивающие обороноспособность страны.
Все это потребовало четкого регламентирования изобретательского пути - от идеи до ее материального воплощения. Чтобы не оставить ни малейшей возможности для утечки информации.
- Публикуемые документы дополняют действующие в рамках патентного законодательства правила оформления заявок на изобретения, - рассказывает заместитель генерального директора Роспатента Николай Богданов. - Они предусматривают особые действия при выдаче патентов на секретные изобретения и регламентируют особенности рассмотрения таких заявок, которые связаны с необходимостью обеспечить сохранение государственной тайны.
Для этого предусмотрен ряд мер. В отличие от заявок на обычные изобретения заявки на секретные рассматриваются в закрытом порядке. Причем рассматривают их не только специалисты Роспатента, но и представители министерств и ведомств, которых Правительство уполномочит - прежде всего Министерство обороны, ФСБ, Минатом и другие. Особое внимание обращается на новизну идеи и изобретательский уровень.
А каковы права автора такого изобретения, будь то организации или отдельные граждане? Здесь приходится различать два момента. Первый - информация, составляющая государственную тайну. Она в распоряжении того ведомства, которое установило, что эта информация секретная. И автор не имеет права ее разглашать, тем более что открытая информация о секретных изобретениях не публикуется. А вот использовать эту информацию, воплощать ее в конкретные изделия - это право автора, получившего патент. И он является монопольным хозяином своего изобретения. Но, разумеется, не может запатентовать его за рубежом.
Документы публикуются
на стр. 13.