Фортуна улыбнулась экономике

     Как и ожидалось, производство продукции и услуг в пяти базовых отраслях российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) в январе-ноябре 2003 года увеличилось на 6,9 процента по сравнению с тем же периодом 2002 года. В ноябре 2003 года по сравнению с ноябрем 2002 года выпуск продукции и услуг базовых отраслей вырос на 7,5 процента. Однако по сравнению с октябрем выпуск продукции и услуг базовых отраслей российской экономики сократился на 8,7 процента в абсолютном выражении.

     Если брать данные нарастающим итогом, то объем промышленного производства в России в январе-ноябре нынешнего года превысил прошлогодний на

     6,8 процента, причем в ноябре объем промпроизводства вырос даже чуть выше - на 7,1 процента. Судя по всему, примерно такие же показатели прироста промышленного производства и ВВП будут и по итогам года. Хуже обстоят дела в сельском хозяйстве, там увеличение за 11 месяцев составило всего 1,1 процента (в ноябре - на 8 процентов).

     Динамичными остаются инвестиции в основной капитал, которые выросли на 12,2 процента, что выше октябрьских 12 процентов. Оборот розничной торговли вырос на 8,0 процента. Это более низкий темп, который, как уже писала "Российская бизнес-газета", отразил некоторое охлаждение потребительского рынка осенью.

     Реальные располагаемые доходы россиян в январе-ноябре 2003 года превысили показатель января-ноября 2002 года, по оценке, на 13,8 процента. Это чуть ниже, чем прирост доходов в первом полугодии, но декабрь наверняка подкорректирует вверх этот показатель. Как видно, вилка между ростом производства и доходов не только сохраняется, но даже нарастает.

     Правда Минэкономразвития говорит, что действие фактора цен на нефть было не таким уж сильным. По расчетам Минэкономразвития, из 6,6 процента ожидаемого рост ВВП РФ в 2003 году всего 1,9 процента роста ВВП обусловлено превышением среднегодовой цены на российскую нефть. Независимые экономисты оценивают егл в 1,2 - 2 раза выше.

     При этом, утверждают эксперты Минэкономразвития, 4,2 процента из 6,6 процента роста обусловлены ростом инвестиций в основной капитал и увеличением доходов населения, то есть внутренними факторами и 0,5 процента из 6,6 процента роста ВВП являются эффектом экономической базы 2002 года.

     Данные опросов предприятий, кстати, далеко не столь радужны. Так, как сообщил "Российской бизнес-газете" руководитель декабрьского опроса Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Цухло, текущие результаты свидетельствуют, к сожалению, о сохранении негативной тенденции, сформировавшейся в динамике российской промышленности в течение последних нескольких лет. Конец года опять ознаменовался абсолютным сокращением продаж и замедлением роста производства. Однако опережающий рост выпуска пока не привел к чрезмерному затовариванию складов готовой продукции. То есть, как уже говорилось, предприятия вполне уверенно контролируют издержки и маркетинговую политику.

     Однако получивший популярность тезис о значительном росте производительности труда нуждается в проверке. Дело в том, что там весьма расплывчатая статистическая база знаменателя - количества реально отработанного времени, и это общемировая, а отнюдь не только проблема российских исследователей.

     В целом же, как уже говорилось, сюрпризов нет. Судя по всему, их не появится и по итогам года, поскольку Правительство в лице руководителей финансово-экономического блока и руководство Банка России уже озвучили искомый результат - год был успешным. Аналитики, правда, отмечают возвращение к умеренности прогнозов на 2004 год, стремительное нарастание кредитных рисков в банковской системе, некоторый рост безработицы, инфляционных ожиданий, высокую зависимость от цен на нефть, и так далее. Поэтому вопрос об устойчивости роста по-прежнему висит в воздухе, поскольку его ключевые факторы - инвестиционная составляющая и динамика внутренних издержек - внушают скорее больше беспокойства, чем надежд. Но, как выразился глава Минэкономразвития Герман Греф в интервью газете "Время новостей", "не все в наших силах, но - если улыбнется фортуна, хорошо сложится конъюнктура внешних рынков, и при очень амбициозном проведении реформ - этой цели (удвоения ВВП к 2010 году) можно достичь" (цитируется по агентству "Интерфакс"). Правда, министр тут же подчеркнул, что "если одного из этих элементов не будет, то задача по удвоению ВВП не будет решена".

     Далее Г.Греф заявил, что "удвоение ВВП - серьезный стимул для мозгов чиновников и предпринимателей, конечный измеритель работы, очень тяжело достижимый". Он также отметил необходимость "последовательно создавать более выгодные условия", "минимизировать инвестиционные риски и максимизировать потенциальную ставку отдачи на инвестированный капитал". "На мой взгляд, у Президента и Правительства есть здоровые амбиции, а у нашей страны есть все шансы стать одним из самых интересных для инвестиций регионов", - добавил он.

     Вообще указанные высказывания Г.Грефа носят программный характер, что извиняет обильное цитирование. Несомненно, что главный реформатор в данном случае формулирует не что иное, как основы экономической платформы Владимира Путина, по крайней мере, на данном этапе начала президентской гонки.

     Касаясь вопросов, связанных с отношениями между властью и бизнесом, Г.Греф заметил, что "государству должна быть системно привита ориентация на бизнес", "только, хочу подчеркнуть, не на союз олигархов, а на бизнес". Государство, по его словам, "должно быть настроено на восприятие интересов и сигналов предпринимательского сообщества".

     "Главное направление, в котором должно двигаться государство, - делегировать полномочия саморегулируемым организациям и, наоборот, брать больше полномочий в тех сферах, где не удается сконструировать равенство условий конкуренции", - считает Г.Греф.

     В то же время, по мнению министра, бизнес в России должен развиваться в сторону большей социальной ответственности. "На сегодняшний день в России еще не сложилась бизнес-культура, - отметил он. - Если чиновничья культура, хоть советская, но была, то бизнес-культуре было взяться неоткуда в силу отсутствия бизнеса".

     Кстати, не прошло и суток, как Президент лично подтвердил эти идеи на встрече в Торгово-промышленной палате России.

     Разумеется, оговорки Грефа о счастливом случае и ценах на нефть не случайны. Они дистанцируют его заявления именно от той программности, о которой говорилось, а с другой стороны - содержат самокритичный элемент признания недоработок того самого кабинета, членом которого он состоит. Характерно и отсутствие цифр. Это лишний раз подтверждает, что упражнения с официальными макропоказателями отнюдь не всегда соответствуют векторам реальной экономической политики.

     Несмотря на естественную волатильность и ограниченность финансовых инструментов, фондовый рынок также показал неплохие результаты. За период 2001-2003 годов объем российского фондового рынка существенно вырос: "Отношение уровня рыночной капитализации к росту ВВП увеличилось втрое - с 17 до 45 процентов". Об этом сообщил председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков, отметив, что по этому показателю Россия почти сравнялась с такими странами, как Италия и Германия. И.Костиков подчеркнул, что "доля нефтегазового сектора в капитализации экономики снизилась с 74 процентов в октябре прошлого года до 64 процентов в ноябре нынешнего". "Это означает, что рынок становится более органичным, а инвесторы, в том числе иностранные, больше внимания стали уделять другим секторам экономики", - отметил глава ФКЦБ.

     Отметим в то же время, что Дума уже больше четырех лет не принимает один из основных документов в данной сфере - закон "Об инсайдерской информации", регламентирующий использование внутренних сведений для завершения сделок на рынке". "Мы заручились поддержкой премьер-министра, финансового сектора Правительства, однако из-за нежелания, прежде всего частных компаний, видеть этот закон, депутаты раз за разом откладывают его рассмотрение", - отметил Костиков.

     Надо сказать, что закон об инсайде, если он будет принят в том виде, каким его предлагает ведомство И.Костикова, может оказать на развитие российской экономики и финансов именно то воздействие, результат которого так хочет видеть упоминавшийся выше Г.Греф, и, думается, не только он. И это не преувеличение. Подавляющее большинство возникших за годы реформ проблем в треугольнике власть-бизнес-собственность в правовой плоскости объясняется именно отсутствием действенного законодательства в области инсайдерской информации.