Начнем с того, что "Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия" остается одной из наиболее платежеспособных стран в мире - прежде всего благодаря огромным промышленным запасам нефти и газа, себестоимость добычи которых, подчеркнем, почти втрое меньше, чем в Ираке; вдвое дешевле, чем на Аравийском полуострове и минимум в 8 меньше, чем в России. Крупные поступления от экспорта "черного золота" и газа (12-14 миллиардов долларов в год), ливийская нефтегазоиндустрия примерно на 80 процентов контролируется государством, и сравнительно немногочисленное население (5,2 миллиона человек) "сделали" Ливию одной из лидирующих стран по показателю дохода на душу населения.
Вдобавок ливийские месторождения и нефтегазоэкспортные терминалы расположены вблизи основного потребителя - Евросоюза. Если в последние 5 лет Ливия экспортировала 15-18 миллионов тонн нефти в год, то в будущем году этот показатель наверняка превысит 23 миллиона тонн. Понятно, что в сочетании с дешевой иракской нефтью ливийское сырье едва ли стабилизирует мировые нефтяные расценки. Схожие тенденции обозначатся и на мировом, особенно на европейском рынке газа (кстати, Ливия экспортирует почти исключительно сжиженный газ - между прочим, он самый дешевый на газовом рынке Европы).
Объем российско-ливийского товарооборота составлял в период санкций в среднем 170 миллионов долларов в год и основывался почти целиком на экспорте из РФ (около 70 процентов этих поставок - транспортные средства). Потенциальные же возможности торговли и сотрудничества куда более значительные. Например, еще в 2000 году вступило в действие межправительственное соглашение по сотрудничеству в нефтегазовой отрасли и в электроэнергетике. Заключены также контракты на реконструкцию систем обеспечения, построенных при нашем содействии Центром атомных исследований в городе Эн-Таджура, и на строительство газопровода Хомс - Триполи (117 километров). Планируется российская помощь и в развитии ливийских черной, цветной металлургии, сельскохозяйственного машиностроения, причем современное экономическое законодательство Ливии предусматривает долгосрочное концессионное сотрудничество, в том числе в счет частичного погашения ливийской внешней задолженности.
По информации посольства Ливии в РФ, для ливийской стороны представляются важными оказание Россией технической помощи в строительстве теплоэлектростанций и в сооружении высоковольтных линий электропередачи, в создании станции космической связи, сети железных дорог, сотрудничество в области гражданской авиации.
Небезынтересны проекты геолого-разведочных работ, поставок Ливии нефтяного и энергооборудования, проекты нетрадиционных источников энергии, реконструкции некоторых участков "Великого магрибского озера" (мало кто знает, что в 1970-1980 годах создана "общеливийская" система водоснабжения с использованием артезианских, грунтовых вод и расположенных глубоко под землей притоков Нила и Нигера, что превратило ливийское сельское хозяйство в одно из самых продуктивных в Африке. Сегодня Ливия, где нет природных внутренних водоемов и рек, поставляет излишки своей воды всем соседним странам).
Курортно-туристическая сфера Ливии, по оценкам зарубежных туроператоров и аналитиков, может вполне успешно конкурировать с аналогичным сектором в соседних странах. Однако упомянутые санкции сдерживали потоки зарубежных туристов.
Постоянно в Ливии работают пока две российские компании. В принципе фирм из РФ, желающих работать на ливийском рынке, много, но ливийцы предпочитают сотрудничать с теми, кто открывает свое представительство в стране и предлагает конкретные проекты (схожая ситуация складывается для РФ и в других странах Востока, где личное присутствие партнера является знаком уважения тому, с кем хочешь работать). Заметим в этой связи, что Ливия и Россия в конце 1990-х обменялись бессрочными режимами взаимного благоприятствования в торговле и сотрудничестве, но этот и другие факторы/проекты буксовали из-за американо-британских санкций. Сейчас такого препятствия нет. Одна из тем официальных и неофициальных переговоров - согласование долговой суммы. Ливийцы пока согласны предварительно признать 1 миллиард "долговых" долларов, что почти вчетверо ниже российского "счета". Впрочем, согласие Ливии обсуждать долговую проблему косвенно подтверждает ее стремление урегулировать, скажем так, "наследственные" ливийско-российские разногласия.
Некоторое напряжение в двусторонних экономических отношениях в/носит конкуренция российских и ливийских энергоносителей на мировом рынке (между прочим, Ливия пока не поддерживает предложения РФ о создании международной организации стран -экспортеров газа). Согласится ли Ливия учитывать российские интересы? Судя по заявлениям ливийских чиновников, в Триполи выступают за координацию нефтегазоэкспортной политики со всеми странами - крупными поставщиками.
В общем, во всех отношениях Ливия весьма привлекательный партнер для России. Однако за нее нужно бороться. Страны ЕС и США здесь своего не упустят. В этой связи весьма показательна позиция Италии - бывшей "хозяйки" Ливии, которая и в период санкций осуществляла совместные проекты с Триполи, а сейчас выступает в роли проводника западных корпораций на ливийский рынок. Мы этот шанс уже упустили. Теперь важно использовать те перспективы, которые открываются теперь, после снятия санкций.