"Все правильно написано, - поддерживает автора Вячеслав Казьмин из Липецка. - Культурному, интеллигентному, думающему человеку теперь почти нет возможности удовлетворить свои духовные потребности. Такое ощущение, что наши бизнесмены от радио и телевидения хотят всех нас превратить в Шариковых. Странно, что к этому причастно само государство в лице тех чиновников, которые распределяют радиочастоты, исходя не из культурной политики, а из соображений чистой выгоды.
Я тоже пытаюсь слушать радио "Орфей", но звук там глухой, невыразительный, ниже всякой критики. А ведь это классика - ей необходимо качественное стерео, чтобы был слышен каждый нюанс и голос каждого инструмента! Тот же "Орфей", который существует, слушать нельзя из эстетических соображений. Поэтому единственный источник хорошей музыки для меня - кассеты и диски.
Российский криминалитет нашел же деньги, чтобы иметь собственную радиостанцию "Шансон", где звучит тюремная лирика, но с очень хорошим качеством звука. А интеллигенция для государства уже не представляет интереса? Статья очень правильная. Но наверняка останется гласом вопиющего в пустыне".
"Я был недавно в Австрии - там даже в такси звучит классическая музыка, - пишет москвич Николай Кротов. - В отельном номере из трех радиопрограмм - одна классическая. В эфире - Моцарт, Штраус, Шопен, Верди. В большинстве публичных мест - в магазинах, салонах гостиниц, хороших ресторанах, торговых комплексах - тихие звуки фортепиано. У нас в такие заведения, как трактир "Елки-палки", зайти нельзя из-за отвратительной музыки, которая там грохочет. Это грохочет какая-нибудь из наших FM-радиостанций, располагающих и частотами приличными, и аппаратурой необходимой. А классике отведен загончик в УКВ-диапазоне, в котором даже способ подачи хорошей музыки какой-то старомодный и пыльный. И тот теперь работает только с часу дня".
Напомним, что в ноябрьском интервью "РГ" заместитель главы Минпечати Андрей Романченко заверил нас, что с нового года прежний объем вещания радио "Орфей" будет восстановлен. А вот дела с дефицитными радиочастотами обстоят много хуже. Даже радио "Культура", которое основано полгода назад, уже набрало свою команду, обзавелось техникой и готовит программы впрок, постепенно теряет уверенность в том, что получит частоту. Еще меньше шансов на FM у "Орфея": у него слишком много коммерчески ориентированных конкурентов, и давать частоту радиостанции, которая в принципе не допускает рекламу, чиновники скорее всего не станут.
Вообще, дело с распределением частот странное. Когда-то конкурсную комиссию покинул ее председатель Ясен Засурский - после успешных махинаций, проведенных радио "Классика" (она обвела комиссию вокруг пальца и быстро перешла на "классический рок"), он понял, что от него в этом деле ничего не зависит. Распределение частот - это, в сущности, торговля воздухом, великолепнейшая возможность для быстрого обогащения всех, кто к ней причастен. Поэтому ожидать тут решения справедливого и государственного - наивно.
А вот почему само государство устранилось от этого процесса - непонятно. Эфир - такая же государственная ценность, как земля, недра, небо. И если даже из соображений выгоды государство не может позволить коммерческим авиакомпаниям бороздить небеса по своему усмотрению, а на месте булочной в большинстве случаев не даст построить казино, то почему эфир у нас оказался вне государственного внимания?
Это вопрос для дальнейшего обсуждения. А пока будем ждать утра 1 января, чтобы понять, насколько весомы обещания восстановить "Орфей" хотя бы в его первозданном виде. Если свершится - значит, первый шаг в верном направлении сделан.