В тот же день, что и в редакцию, 23 декабря 2003 года, с аналогичным письмом, не дожидаясь публикации в "РГ", М.В. Ванин обратился в Департамент правительственной информации. Разница лишь в последнем абзаце, который мы факсимильно воспроизводим:
"Прошу Вас содействовать публикации опровержения на статью "Чемодан. Вокзал. Таможня" на первой полосе газеты "Известия", где была опубликована порочащая таможенные органы информация".
А "Известия" тут при чем? Ну конечно, это просто опечатка или повод к серьезному разговору о точности?
Но прежде всего о письме в "РГ" и о "неконструктивной позиции газеты". В редакцию обратился читатель, потрясенный личной историей на шереметьевской таможне, где у него вымогали взятку. На наш вопрос, почему он решил обратиться не с заявлением в прокуратуру, а с письмом в газету, мы получили ответ: "Потому что эта проблема касается тысяч людей и требует общественного внимания. Почему наши правила направлены на то, чтобы нас ловили, а мы изворачивались. Почему гражданин РФ может вывезти 3000 долларов (по новому закону с 01.01.2004 - 10 тысяч. - Ред.), с которых уплачены все налоги, а ввезти для себя приобретенные вещи только на 1000 долларов (с 01.01.04 - новые правила. - Ред.) Об этом не знает большинство пассажиров. А кто знает, тот лихорадочно уничтожает этикетки на швейцарские часы или греческую шубу. Значит, у чиновника всегда остается избирательное право проверить пассажира на знание законодательства. Как вы думаете, кто обычно из такой дуэли выходит победителем?"
В день публикации двух постановлений Правительства РФ, связанных с провозом товаров через границу, мы решили дать слово и читателю "РГ", по его просьбе поставив псевдоним.
Далее редакция вместе с автором готова была к конструктивному сотрудничеству, чтобы за частным фактом сформулировать проблему не только правового просвещения, но и, мягко говоря, избирательного подхода некоторых работников таможни. Более того, автор письма общался по телефону с одним из руководителей таможни и сообщил дополнительные сведения для действий службы собственной безопасности.
А самое главное: согласно Закону о СМИ редакция не имеет права раскрывать источник информации без его согласия - в данном случае читателя.
Заметим только: редакция располагает свидетельствами нескольких пассажиров, воспользовавшихся рекламно-льготными билетами на данный рейс.
А теперь обращаемся к тем читателям, которые хоть раз прилетали в международный аэропорт Шереметьево. Вспомните: "Все должны оставаться на своих местах до полной остановки...", "просим на выход пассажиров первого салона..." Потом почему-то всегда длинная очередь на паспортном контроле, потом более-менее томительное ожидание багажа.
Из ответа ГТК следует: рейс SU 286 приземлился в 16.31. Багаж выдавался с 16.45 до 16.50. Через 14 минут! При таком хронометраже нет сомнений, что именно до 16.50 на видеозаписи никаких нестандартных ситуаций не выявлено.
Мы публично обязаны усомниться в заявлении нашего читателя, что почти час его выспрашивали о содержимом чемодана, даже разрешили выйти из зоны контроля, чтобы потом вернуться через служебный вход с вознаграждением таможеннице за то, что она соблаговолила отдать многострадальный чемодан.
Редакция с удовольствием публикует ответ ГТК России. Отдавая должное чести таможенного мундира, заявляем: шереметьевская таможня взяток не берет.
Принципиальные читатели "РГ", вздумавшие опровергнуть это выстраданное заявление, могут подать в суд на "Российскую газету" за вымысел.
Вниманию читателей "РГ":
"4. Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и общий вес которых не превышает 50 килограммов".
Из "Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования", опубликованного в "РГ" 02.12. 2003.