Чисто конкретные реформы

На вопросы "РГ" отвечает академик Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

 

- Накануне нового года появилась масса прогнозов о судьбе российской экономики. Одни предрекают ей полный крах, другие заговорили о бурном росте. Чего же ждать на самом деле?

- Между прочим, и в прошлом году было так же. Никто из аналитиков - ни левые, ни правые, ни полусредние - не предрекали, что будет рост на 7 процентов. Включая, кстати, и меня, от которого вы хотите получить точный прогноз. Почему такой рост произошел? Во-первых, доходность на внешних рынках оказалась ниже по сравнению с той, которую капитал дает в России, тем самым российская экономика оказалась привлекательной. Во-вторых, как мне кажется, самое главное - это то, что политическая стабильность превратилась в фактор, который работает на экономику, в фактор доверия. Доверие это касается и бизнеса, и населения как сберегателя и покупателя. И этот фактор оказался очень мощным для роста отечественной экономики.

Насколько он мощный, можно судить по таким примерам. Несмотря на некоторые, я бы сказал, недостаточные действия власти, экономика успешно решает целый ряд проблем. Вот я в течение десяти лет говорил: не может быть рыночной экономики без потребительского кредита. Власти ничего не делали для этого. А сейчас реклама потребительского кредита идет по всем каналам просто на уровне женской косметики. Это означает, что найдены некоторые ниши, где стимулируется спрос населения. Или такой пример. Несмотря на вопли по поводу того, что рубль абсолютно деревянный и никому не нужен, население частично уже начало дедолларизацию, переводит сбережения в рубли. Само население начало! Значит, оно нормально реагирует на состояние наших рынков и вполне разбирается в экономике.

Сохранится ли рост на таком уровне в 2004 году? Вполне. Что при этом необходимо сделать со стороны власти?

Первое - понять, что у нас уже настоящая рыночная экономика. Следовательно, надо прекратить делать реформы вообще и перейти к реформам конкретным. Какая разница? Когда мы делаем реформы вообще, то результат заключается в том, что стало иначе. А когда делаем реформу конкретно, то при этом происходит улучшение в экономике. А потому все реформы, которые дают улучшение, необходимы, а которые не приводят к улучшению, они не нужны. Второе условие заключается в том, что необходимо сохранить фактор доверия общества к экономике. Это значит, что власть должна дорожить каждым своим словом, своими решениями. Приняли решение - исполняйте. Но прежде чем принять - проверьте, насколько оно необходимо, как выполняется. Самый плохой пример - как мы вводим обязательное автострахование. Это как будто специально придумали, чтобы разрушить систему доверия к власти.

- Все говорят, что Россия сидит на "нефтяной игле". Снизится ли эта зависимость в следующем году?

- Я думаю, что это как-то грубо звучит - на нефтяной игле, не сидим мы на ней. Но экспорт нефти и газа и, правда, дает огромные доходы. Перестанем ли мы в 2004 году зависеть от них? Нет. Я думаю, что и через пять лет, и через 10 лет экспорт углеводородов будет давать российской экономике доход, и не вижу в этом ничего страшного. Да и сейчас речь идет не о том, чтобы уменьшить существенно наш экспорт, а о том, что одного его недостаточно, чтобы благополучно жить. И уже тут изменение ситуации зависит от того, как будет развиваться наша обрабатывающая промышленность. А она нуждается в реструктуризации, повышении качества и конкурентоспособности. Но всего этого не бывает без денег.

- Где их взять? Взять в долг на Западе, привлечь свои и иностранные инвестиции, пересмотреть налоговую систему?

- Во-первых, в стране значительное количество денег, которые не находят себе применения. Причем эти деньги есть у всех. Они есть у власти, посмотрите, каков уровень валютных резервов, размер Стабилизационного фонда. Они есть у бизнеса, у банков. Здесь проблема в том, что инвестиции - вещь конкретная, надо точно знать, в какие проекты вкладывать деньги. А, кроме того, инвестирование - вещь рискованная. И если власть сумеет грамотно разделить риски с бизнесом, а именно - оставить бизнесу коммерческие риски, взять на себя риски политические и стратегические, то будет успех. Нужно помнить, что экономика наша будет свободна, то есть либеральна, когда она станет благополучной. Потому что чего власти лезть-то туда, где все хорошо. Но если власть дает свободу только и перекладывает всю ответственность на остальных, нельзя получить хорошие результаты. Для того власть и существует, чтобы брать на себя то, что не могут взять бизнес и население.

И если подводить некоторый итог, то можно сказать, что за последние годы произошел перелом, мы от экономики спада перешли к экономике роста. Это - медицинский факт. Сказать, что мы уже обеспечили автоматически бурный рост для удвоения ВВП, было бы неправдой, для этого нужны усилия. Но у нас, полагаю, есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее.