Иран возражал против основных принципов раздела Каспия, подчеркнем, именно как морского бассейна, зафиксированных в "каспийских" документах России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении 1997-2002 годов: дележу подлежат только дно и его ресурсы, с учетом взаимного участия в национальных нефтегазовых-трубопроводных проектах, а акватория остается в общем пользовании всех стран региона. Но каждому государству региона гарантируется участие (т.е. согласованная доля) в разработке нефтегазоресурсов в секторе страны-соседа. Последнее обстоятельство убедило Иран, в каспийском секторе которого (Южный Каспий) практически отсутствуют промышленные запасы нефти и газа (зато именно там ныне сосредоточены наиболее крупные ресурсы осетровых), в необратимости раздела Каспия на национальные сектора.
Суммируя последние данные национальных энергетических ведомств прикаспийских стран, "нефтегазовая кладовая" бассейна, включая шельфово-прибрежные месторождения, распределена следующим образом.
С точки зрения сравнительно низкой себестоимости добычи и эффективности конечного использования каспийской нефти (переработка/потребление) лидируют Россия с Азербайджаном, в каспийских секторах которых сосредоточена максимальная доля обычных "легких" сортов. Это одна из основных причин крупных промышленных нефтеразработок именно в азербайджанском и российском секторах Каспия. В общем объеме каспийской нефтедобычи нынешняя доля России достигает 35 процентов, Азербайджана - почти 40, Казахстана и Туркмении - соответственно 20 и 7 процентов. В структуре же соответствующих капиталовложений зарубежные инвестиции ныне лидируют в каспийской нефтедобыче Азербайджана (свыше 75 процентов - это западная и турецкая доля, российский вклад - около 15 процентов) и Казахстана (около 65 процентов, в т.ч. российская доля - 25 процентов). В каспийской нефтедобыче России и Туркмении преобладают национальные инвестиции.
Схожая структура капиталовложений в газовом секторе региона, причем по уровню промышленного освоения запасов каспийского газа ныне лидирует и, похоже, останется в ближайшие годы в лидерах Азербайджан.
Как считает министр Ирана по делам Каспийского бассейна (в 1995-2000 гг. - посол Ирана в РФ) Мехди Сафари, "каждая страна региона должна иметь право свободного доступа в нефтегазоразработки и к трубопроводам в соседних странах Каспия и очень важно, что такой принцип заложен в основу нового статуса Каспия и его ресурсов".