В приватной беседе с корреспондентом "РГ" один из сотрудников СП попытался остудить вспыхнувшие страсти. Оказывается, в Счетной палате уже несколько лет существует специальное направление, которое возглавляет аудитор Владислав Игнатов - "контроль за учетом, приватизацией и управлением госсобственности". За это время выявлено немало нарушений, о которых, как положено, были поставлены в известность все ветви власти. Одним словом, обычная рутинная работа.
Другое дело, что тема приватизации середины 90-х годов до недавнего времени оставалась в тени. Ситуация вокруг "ЮКОСа" вывела ее на свет и обострила опасениями бизнес-сообщества о возможном пересмотре итогов приватизации. Потом первый испуг прошел, все вроде бы успокоилось. И бизнесмены почти без эмоций восприняли слова Президента о том, что в стране найдется пять-семь компаний, которые при приватизации госсобственности нарушили закон, вот с ними и надо разобраться. Кто же будет спорить? Но буквально на следующий день в плане СП на 2004 год появился пункт об анализе итогов приватизации. Бизнес увидел в этом недобрый знак - начало очередного похода за скальпами крупного бизнеса. Ведь, помимо всего прочего, Счетная палата намерена оценить "оптимальность уровня налогообложения добычи углеводородного сырья в компаниях "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть", эффективность реструктуризации и инвестиционных программ РАО "ЕЭС России", перспективы развития и финансового положения ОАО "Газпром".
Бизнесменов поспешил успокоить и Владислав Игнатов. Во-первых, СП собирается к будущему лету проанализировать уже имеющиеся материалы по приватизации, для чего будет создана мощная экспертная группа, в которую войдут не только аналитики, но и юристы. Это позволит окончательно расставить все точки над "i", сделать выводы, принять меры и окончательно закрыть тему приватизации 90-х годов. Во-вторых, проверка СП - более мягкий вариант, чем следственные изыскания прокуратуры, которые подчас действуют на менеджмент компаний, как удав на кролика. Одним словом, тем, у кого прошлое не омрачено нарушением закона, вообще беспокоиться нечего. Ну а остальным, как говорится, пора задуматься о своем будущем.
Но дело в том, что, по данным Минэкономразвития, за последние восемь лет было приватизировано около 5,5 тысячи федеральных предприятий. Научный руководитель ГУ-Высшая школа экономики Евгений Ясин в одной из своих статей в "РГ" называл и такую цифру: в 1994 году на инвестиционных конкурсах были проданы активы 261 предприятия. По большинству из них инвестиционные условия не выполнены. В том числе из-за "прорех" в тогдашнем законодательстве, которое передавало предприятие в собственность покупателю сразу, до выполнения инвестиционных условий. Затем их сменили залоговые аукционы, которые, как оказалось позже, тоже базировались на "дырявых" законах. Естественно, бизнес-сообщество очень волнует один вопрос: "Проверят все приватизированные предприятия или выборочно?". То есть не будет ли активность СП использована бизнес-конкурентами, близкими к власти, в борьбе за место под солнцем? Четкого ответа на этот вопрос пока никто не дал. Выходит, не все так рутинно, как может показаться на первый взгляд.