В прошедшие выходные весь Анжеро-Судженск жил в тревожном ожидании. Взрыв метана на угольном предприятии "Сибирское" спровоцировал не только обрушение породы в лаве, но и подземный пожар. Именно он, по словам горноспасателей, является самым страшным бедствием под землей, в результате которого от недостатка кислорода наступает медленное отравление организма и удушье.
Когда произошел взрыв на глубине триста сорока пяти метров, под землей находились более восьмидесяти горняков. По словам директора кемеровского Центра медицины катастроф, на место происшествия выехали шестнадцать бригад медицинской помощи из Березовского, Кемерова, Ленинск-Кузнецкого и Прокопьевска. Такое большое количество медиков отправили в Анжеро-Судженск потому, что на момент аварии никто не мог с уверенностью сказать, сколько на шахте пострадало людей. Тринадцать отделений горноспасателей прибыли на место происшествия в считанные секунды, и уже в первые часы на поверхность удалось поднять всех оставшихся в живых горняков. Пять погибших шахтеров извлекали из-под завала постепенно, в условиях подземного пожара, который продолжал бушевать еще два дня. Только в понедельник днем огонь удалось полностью потушить. Сейчас на предприятии работает государственная комиссия, которая детально разбирается в случившемся. Однако уже сейчас озвучена предварительная версия трагедии, которая, честно говоря, порождает больше вопросов, чем ответов.
Взрыв метана под землей, в результате которого начался пожар, произошел в субботний день в двенадцать часов по местному времени. А задолго до этого, четырьмя часами раньше, в шахте отключилась электроэнергия. Почему - тоже остается вопросом. Однако горняки не прекратили работу и продолжали добывать уголь в прежнем режиме. Работала ли в шахте приточно-вытяжная вентиляция на момент отключения электроэнергии, сегодня точно сказать никто не может. Одни утверждают, что она продолжала функционировать, так как питалась от другого источника, другие - не столь уверены в этом. Так или иначе, но под землей образовалось повышенное содержание метана в воздухе, когда даже маленькой искорки достаточно для того, чтобы был спровоцирован мощнейший взрыв. Что, собственно, и случилось. Почему произошла трагедия - по халатности или нелепой случайности, скоро станет известно. Однако то, что причиной многих взрывов и аварий на кузбасских шахтах выступает человеческий фактор, подтверждает даже официальная статистика.
Как это ни печально, но в Кемеровской области с каждым годом продолжает расти производственный травматизм. Особенно в угольной отрасли, которая является "лидером" по количеству смертей на предприятии. Например, в 2003 году зафиксировано пятнадцать групповых случаев, в результате которых на предприятиях Кузбасса разом получили смертельные травмы двадцать восемь человек. Государственная инспекция труда в Кемеровской области, анализируя причины производственного травматизма, приходит к неутешительным выводам. Оказывается, в большинстве своем пострадавшие сами виноваты в случившемся. Если сравнивать прошлый и позапрошлый годы, то картина несчастных случаев на предприятии практически остается одной и той же. Например, по данным Гострудинспекции, среди основных причин, по которым погибли люди в 2002 году, лидировали неудовлетворительная организация производственных работ и грубое нарушение технологического процесса. В 2003 году названные причины не только сохранили свои прежние позиции, но даже выросли в процентном соотношении. А все это наталкивает на вполне определенные выводы.