Фаворит президентской гонки-2004 всем давно и хорошо известен. Так что главной интригой этих выборов стали второстепенные фокусы, изобретенные оппонентами: потенциальный бойкот и почти что кровавые разборки внутри правой-левой оппозиции. Красивая идея бойкота, то есть срыв явки избирателей на участки для голосования 14 марта, уже практически погибла. Еще вбрасывается информация о том, как выдвинутый от КПРФ Николай Харитонов снимет свою кандидатуру за пять дней до голосования, но верится в этот сценарий с трудом. После целой серии срывов переговоров среди равно пострадавших от неудачной думской кампании правых и левых обе оппозиционные группы кое-как определились с вождями. Сопредседатель СПС Ирина Хакамада заявила о своем самовыдвижении, шокировав и соратников по партии, и потенциальных партнеров по демократической коалиции из "Яблока". Оправившись от удивления, Немцов поддержал свою коллегу публично, а недовольство "яблочников" в ходе кампании Хакамады не будет иметь значения, поскольку другого кандидата от правого фланга просто нет. КПРФ выдвинула "настоящего полковника" госбезопасности и агрария по призванию Николая Харитонова. ЛДПР сделала ход конем: партию на выборах будет представлять нераскрученный глава службы безопасности Владимира Жириновского Олег Малышкин. А "Российская партия жизни" двинула в Президенты главу Совета Федерации Сергея Миронова.
Наконец, заканчивает список партийных претендентов на пост Президента депутат Госдумы Виктор Геращенко, выдвинутый членом блока "Родина" - партией российских регионов. Он же, кстати, является первым кандидатом на вылет, после того как ЦИК отказался зарегистрировать гробовщика Германа Стерлигова. Дело в том, что кандидат от политической партии, прошедшей в парламент, не должен тратить время на сбор 2 миллионов подписей. Но в Центризбиркоме решили, что выдвижение Геращенко лишь одним из членов блока "Родина" лишает его преимущества участвовать в предвыборной кампании напрямую. Конечно, "родинцы" твердят об обращении в Верховный суд, но, похоже, что все это только разговоры, поскольку главный кандидат Сергей Глазьев уже зарегистрировался как самовыдвиженец, а "дублер" Геращенко явно не торопится со сбором подписей (сдать их нужно 28 января).
Список самовыдвиженцев открывает Владимир Путин - его инициативная группа собирает подписи уже с 25 декабря. Кроме него серьезным политиком может считаться также Сергей Глазьев, что же до остальных, то причина их участия в выборах удручающе скучна - "хочется". Предприниматели Анзори Аксентьев-Кикалишвили и Владимир Брынцалов, а также глава березовской "Либеральной России" Иван Рыбкин выглядят заведомо непроходными фигурами.
Вообще оппонентов Путина жалко. Например, рейтинги личного доверия по итогам социологических исследований 2003 года без слез прочесть невозможно. От 41% до 48 % опрошенных, по итоговым данным фонда "Общественное мнение" (декабрь 2003-го, 1500 человек, статистическая погрешность - 3,65 %) и ВЦИОМа (декабрь 2003-го, 1600 человек, статистическая погрешность - 3,4 %), доверяют Путину. А вот личные рейтинги других претендентов более чем скромны: Сергей Глазьев - от 2 до 4 %, Ирина Хакамада - 2 % (правда, как "женщина года" она занимает вторую позицию и привлекла симпатии 11 % опрошенных ВЦИОМа). Об остальных кандидатах говорить и вовсе не приходится, все они, по сути, попадают в категорию "дублеров". Возможно, что партийным кандидатам удастся перетянуть к себе часть избирателей из-под брэндов коммунистов и либерал-демократов, но в любом случае о выдвижении принципиально новых лидеров и речи нет.
Конечно, каждый из участников будет разыгрывать либо националистическую карту, либо женскую карту, либо полагаться на популярность левых взглядов. Но главная трудность для претендентов в президенты - это неожиданный оптимизм электората. По словам главы ВЦИОМА Юрия Левады, минувший год чаще оценивают позитивно, чем негативно. А исследование ВЦИОМа (опрошены были 1600 человек в декабре, статистическая погрешность не превышает 3,4%) показывает, что респонденты, сравнивая путинскую и ельцинскую Россию, отметили улучшение в международном статусе (61 % опрошенных), уровне жизни населения (56 %) и возможности зарабатывать (48 %).
Трудно будет построить предвыборную кампанию на теме, которая, судя по данным опросов сразу нескольких социологических центров, остается самой болезненной для граждан России - Чечня. Глазьев, конечно, мог бы вернуться к идее предложить вознаграждение за поимку Басаева, но удачно копировать иракский опыт можно лишь тогда, когда обещаешь платить миллионы не рублей. Так что чеченской темой реально сможет оперировать только Президент. А значит, все предвыборные платформы кандидатов в Президенты будут примерно одинаковы: во-первых, плохо живем, а во-вторых, пора решать вопросы с перераспределением доходов от сырьевых ресурсов, чтобы жить хорошо. При этом проведенный РОМИР в конце декабря опрос москвичей (хотя мнение столицы не обязательно отражает мнение страны), обещает весьма мрачные перспективы партийным кандидатам. По данным исследования (декабрь 2003-го, телефонный опрос 511 москвичей старше 18 лет), за безусловного лидера Владимира Путина готовы голосовать те электоральные группы, которые традиционно считаются основой КПРФ и СПС - москвичи в возрасте свыше 60 лет, а также москвичи, имеющие ежемесячный доход на члена семьи свыше 10 000 руб. После такого сюрприза впору хоронить всю партийную систему целиком.