Подзаконный долг

Между тем зачастую речь идет о весьма значительных суммах, которые зарабатывались с риском для жизни, подчас кровью и, что самое главное, служением Отечеству, которое, получается, своих защитников просто обмануло. К примеру, старший сержант В. Денисов служил за границей, но положенных ему с учетом инфляции 164 691 рубля не получил. Суд вынес решение в пользу Денисова, но это решение было проигнорировано. В 2002 году мы удовлетворили иск сразу четырнадцати военнослужащих одной части, но и они денег не получили. И примеров таких можно привести десятки. А за каждым из них скрывается порой настоящая человеческая трагедия.

В соответствии с действующим законодательством решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, а злостное неисполнение решения суда - преступление. Принудительное исполнение судебных решений возложено на службу судебных приставов. Но здесь начинаются чудеса.

Как правило, мы получаем уведомления о возврате исполнительных листов с такими вот формулировками. Приведу дословно: "Отделение федерального казначейства возвращает без исполнения исполнительный лист N... и копию решения суда от (дата), выданные Наро-Фоминским гарнизонным военным судом в связи с тем, что в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 22.02.2001 г. N 143 в связи с отсутствием остатка объема финансирования..."

Упомянутое постановление, по сути своей - подзаконный акт, и стало камнем преткновения, о который споткнулось практически все правосудие России. Дело в том, что согласно упомянутому решению Правительства РФ, при взыскании денежных средств с бюджетных организаций, к которым относятся и Вооруженные Силы, установлены иные, не соответствующие закону правила, по которым исполнительные листы должны предъявляться не в службу судебных приставов, а в органы федерального казначейства.

Правда, если бы наши решения по финансовым искам проходили через службу судебных приставов, то лучше тоже бы не стало. Дело в следующем. Прежде судебные исполнители находились в ведении судов и таким образом суды могли контролировать выполнение своих решений. Сегодня у нас такой возможности нет, поэтому мы не имеем полной картины по невыплатам денежного довольствия военнослужащим. Служба судебных приставов подчиняется Министерству юстиции, то есть исполнительной власти. Естественно, для министерства с административной точки зрения важнее требования непосредственного начальства, то есть Правительства, а не Закона с большой буквы. И никогда судебные приставы, будучи исполнительной властью, не пойдут против вышестоящей исполнительной же власти.

Парадокс в том, что по самому своему названию эта власть должна качественно исполнять принятые законы и судебные (законные) решения, но никак не заниматься собственным законотворчеством. Это грубейшее нарушение Конституции РФ! Получается некий заколдованный треугольник абсолютной независимости: судебная власть, по Конституции не зависимая ни от кого, судебные приставы, не зависимые от судебной власти, и исполнительная власть, считающая себя также не зависимой от обязательного исполнения судебных решений.

В постановлении, о котором идет речь, есть к тому же формулировка, делающая сегодня бессмысленной само обращение в суд. В нем казначейству предписано исполнять судебные решения "в пределах остатков финансирования", то есть при наличии излишних денег, которых, понятное дело, никогда не бывает. И даже мне, председателю военного суда, остается лишь посочувствовать тысячам военнослужащих и служащих Российской армии, которые, имея решение суда о взыскании денежных средств за участие в боевых действиях, пособий на детей, по беременности, родам и так далее, вынуждены месяцами обивать пороги чиновных инстанций.

Владимир Бровко

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАРО-ФОМИНСКОГО ГАРНИЗОННОГО ВОЕННОГО СУДА, ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РФ