...В Новосибирске, как это ни прискорбно, памятников немного. Статуя Ленина на одноименной площади, бюст Покрышкина возле обладминистрации... И бронзовая фигура "героя нашего времени" Александра Нестеренко с надписью "Лидер, учитель, тренер". Этот замечательный во всех отношениях памятник украшает клуб спортивных единоборств "Первомаец", где тренируются около 400 подростков. Здесь ежегодно проходят турниры по греко-римской борьбе, посвященные памяти Нестеренко. Приезжают чиновники не самого низкого ранга. Говорят перед телекамерами умные слова. Помнится, не так давно кто-то из них пожелал воспитанникам клуба "такой же яркой и красивой судьбы, как у Александра Нестеренко".
Между тем всеми уважаемый "лидер, учитель и тренер" известен в криминальных и правоохранительных кругах Новосибирска как Нестер, бывший глава влиятельного Первомайского преступного сообщества. В 90-х годах Нестер построил клуб "Первомаец". Он был его первым президентом, лично занимался с ребятишками. И был расстрелян шестого сентября 1996 года, когда шел на очередную тренировку. Прямо на крыльце "Первомайца". Из окон гостиницы, расположенной напротив клуба, в Нестера были выпущены три автоматные очереди. Как выяснилось, двое убийц сняли номер в гостинице по поддельным паспортам и караулили Нестеренко в течение недели. Пока не дождались удобного случая. Так спортивный президент стал одной из многих жертв бандитской войны за сферы влияния, которая полыхала в Новосибирске в то время. Тогда один за другим были убиты более десятка криминальных авторитетов, активно деливших игорный и развлекательный бизнес мегаполиса.
Что касается Кирпича, обвиняемого в убийстве Нестера, то это тоже не последний человек среди новосибирских "братков". Следствие считает, что в 1996 году Владимир Половников был правой рукой другого криминального авторитета той поры - Игоря Шулякова по кличке Хипарь, владельца нескольких новосибирских казино (в 1998 году Хипаря расстреляли в его загородном доме на Телецком озере). Официально Половников занимал должность директора по общим вопросам одной из новосибирских птицефабрик, так же принадлежащей Шулякову. По данным прокуратуры, после убийства Нестера у Половникова, получающего весьма скромный оклад, появилась дорогая иномарка. Кроме того, следователи считают, что Кирпич участвовал в исполнении еще нескольких заказных убийств в Новосибирске, а затем, в 2000 году, уехал к теще в Житомир и даже пытался получить вид на жительство на Украине. Уже после отъезда Владимира Половникова в квартире его отца был обнаружен тайник с оружием: автоматы, гранаты, патроны. Кирпич был объявлен в федеральный розыск, задержан украинской милицией и по требованию Генпрокуратуры РФ экстрадирован на родину.
Сам же Владимир Половников сегодня начисто отрицает свою причастность к каким бы то ни было заказным убийствам. Он всего лишь работал у Шулякова "по строительству": достраивал и огораживал коттедж. Из оружия, по словам Половникова, он стрелял всего два раза - в армии, до и после присяги. Когда произошло убийство Нестеренко, восстанавливал здоровье в санатории "Белокуриха" в Алтайском крае - правда, документов никаких предоставить не может, за все процедуры "платил наличкой". Да и о преступной славе своего работодателя Кирпичу (Половников заявил, что это его невинное детское прозвище) ничего не известно. "У Игоря Ивановича был легальный игорный бизнес, он был дельцом, а не криминальным авторитетом. И мне непонятно, почему правоохранительные органы уделяли ему столько внимания! В городе даже ходили упорные слухи о том, что устроиться на работу к Шулякову можно только убив человека - это полная чушь", - возмущался Кирпич. Обвинение против себя он назвал клеветой - его якобы оговорили бывшие товарищи, которых "взяли за ребро" милиционеры. "У киллера, насколько я знаю, не должно быть ни семьи, ни каких-либо других привязанностей, - улыбаясь, щедро делился познаниями Половников. - Я в это никак не вписываюсь!.."
Но румяный и веселый подсудимый - не самая скандальная черта этого процесса, восстанавливающего события бандитских "разборок" семилетней давности (ни одно из более чем десятка убийств криминальных авторитетов в Новосибирске до сих пор не раскрывалось). Заседания, как ни парадоксально, оказались сложным испытанием скорее для судьи и прокурора. Сегодня им приходится упражняться в искусстве аллегорий и недомолвок. Публично называть Нестеренко и Шулякова криминальными авторитетами как-то не хочется - это факт хоть и общеизвестный, но мало ли что... Не так давно один из новосибирских телеканалов рискнул во всеуслышание признать существование Первомайской преступной группы. Так местные депутаты даже создали специальную комиссию, чтобы выяснить, откуда у журналистов эти "сенсационные" сведения! И почему они беспокоят мирных жителей такими "страшными" новостями?!
Поэтому во избежание очередного скандала обвинителю на "тонком" процессе приходится "скромничать": "Скажите, подсудимый, ваш работодатель имел вес в определенных кругах?" - "Вес? Вы хотите знать, сколько он весил физически?" - смеется Кирпич. И так далее, и тому подобное. Хорошо хоть вдова вице-президента федерации спортивной борьбы была достаточно откровенна: призналась в том, что Александр Нестеренко стоял во главе криминального сообщества, назвала примерное количество бойцов ("киллер" за решеткой прямо-таки хохотал), рассказала и о том, что группировка существует и сейчас. Даже назвала имя нынешнего "руководителя" - известного и уважаемого молодого политика. Без этих искренних ответов "дело киллера" и вовсе походило бы на фарс. Но, похоже, от вдовы и не ждали таких шокирующих показаний: "Мы понимаем, вы не можете нам рассказать всего..." - как бы подсказывал судья. Хорошо хоть камер на заседании не было.
Нина Рузанова
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
НОВОСИБИРСК