Хотя на узких и потому подверженных спекуляциям рынках вроде мирового рынка нефти (где цены устанавливаются совершенно незначительными по объемам торгами сорта "брент") объективные предпосылки, если они противоречат интересам ключевых игроков, могут не реализовываться годами. Однако как раз в 2004 году у главного участника рынка, США, появляется категорическая потребность в удешевлении нефти.
Перед президентскими выборами в условиях вероятного продолжения национально-освободительной борьбы в Ираке Бушу, как воздух, нужно продолжение экономического подъема. Пока он основан на грамотном использовании "русского способа" - девальвации. Только за последние месяцы курс доллара к евро снизился почти на 20 процентов. Но возможности дальнейшей девальвации ограничены: с одной стороны, курс уже приблизился к "пороговому" уровню в 1,3 доллара за евро, устойчивое превышение которого может создать угрозу уже не только Европе, но и всей мировой экономике. С другой - девальвация дает положительные результаты лишь 6-7 месяцев; затем экономика "привыкает" к ней, и дальнейшее ослабление валюты становится вредным.
Таким образом, в середине весны США столкнутся с необходимостью смены экономической стратегии. Наиболее вероятное направление - удешевление нефти. Тесные связи как с американскими, так и с арабскими нефтяниками, а также явная готовность применения силы в принципе позволяют администрации Буша решить эту задачу в сжатые сроки. Скорее всего достаточным окажется сочетание ряда демонстративных акций (резкое сокращение внешних закупок нефти и начало расконсервации скважин на территории США) с "невидимыми миру" дипломатическими сигналами.
Вероятный масштаб удешевления нефти - до 21 доллара за баррель (ниже Саудовская Аравия начнет испытывать трудности при обслуживании внешнего долга). Само по себе для России это не страшно, хотя бюджет 2004 года основан на цене нефти 22,5 доллара за баррель. А прямые доходы от ее экспорта по цене выше 20,5 доллара не расходуются, а накапливаются в стабилизационном фонде.
Конечно, общее ухудшение конъюнктуры создаст ощутимые проблемы для экономики в целом, но оснований для преждевременной паники нет, так как Россия накопила колоссальный "запас прочности". Это прежде всего средства, "замороженные" в бюджете: эквивалент более чем 8 млрд. долларов. Избыточная с точки зрения поддержания валютной стабильности часть золотовалютных резервов Центробанка превышает 25 млрд. долларов. Таким образом, только денежный резерв и только государства - более 33 млрд. долларов. Эти средства достаточны не только для выигрыша времени, чтобы разработать реалистический план эффективной и быстрой модернизации российской экономики, но и для проведения первого этапа этой модернизации. Важно лишь, чтобы их наличие и очевидная достаточность для поддержания стабильности на протяжении некоторого времени не стали предлогом для "почивания на лаврах" и отказа от самой модернизации, как это не раз было в истории нашей страны.