- Николай Николаевич, насколько соответствует действительности выражение: "Все болезни - от нервов"?
- Существует тесная связь между деятельностью центральной и периферической нервной системы и внутренними органами. И нарушение нормального психоэмоционального состояния человека вызывает ответную реакцию в виде нарушения нервной регуляции внутренних органов. Есть большой класс болезней, в возникновении которых ведущее место принадлежит именно эмоциональным расстройствам. И сегодня, когда состояние многих людей из-за известных социально-экономических потрясений далеко не самое благополучное, это ведет к росту неврологических заболеваний.
- Каких именно?
- Практически всех без исключения. Скажем, головная боль. Около 20 процентов населения, то есть каждый пятый, страдают от нее. Это мешает людям жить, мешает работать. Особенно тревожно, что с головными болями к нам все чаще обращаются дети. Лет 10-15 назад это было очень редким явлением в практике врачей-неврологов. По нашему мнению, причина не только в больших, даже избыточных нагрузках в школе. Свою лепту вносят неблагополучие в семье, связанное с финансовыми затруднениями родителей, постоянная их занятость, конфликты между ними. Но если у детей больна нервная система, то что с ними станет в зрелом возрасте? Не говоря уже о старости?
Самая неблагополучная ситуация в России с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Официальная статистика заболеваемости инсультом отсутствует. По нашим же подсчетам, этот недуг каждый год поражает почти 400 тысяч человек, до 40 процентов из них умирают. Это в полтора-два раза больше, чем в среднем по Европе. Добавим к печальному списку более миллиона наших пациентов, перенесших инсульт: многих из них болезнь привела к инвалидности. Только по поводу различных форм сосудистой патологии мозга в помощи неврологов нуждаются около 7 миллионов россиян.
- Ситуация безнадежна или что-то можно изменить?
- Если говорить о тех же инсультах, то основная причина их возникновения - артериальная гипертония. Для борьбы с ней нужны объединенные усилия врачей всех специальностей. Но прежде всего необходимо возобновить систематическую диспансеризацию населения.
Иное дело - помощь пациенту, только что перенесшему инсульт. Если срочно поставить диагноз и доставить его в специализированное отделение для лечения сосудистых заболеваний мозга, мы можем избежать многих печальных последствий. В частности, уменьшить в полтора-два раза смертность и сравняться по этому показателю с развитыми странами. Но Европа и другие государства, переняв в свое время опыт советских врачей по созданию таких отделений, реализовали его полностью, а мы, выдвинув такую идею, так до конца ее и не довели. У нас даже в Москве специализированные больницы "Скорой помощи" не оснащены соответствующей аппаратурой для срочной постановки диагноза.
- Николай Николаевич, может, беда в том, что неврология - "узкая" медицинская специальность?
- К сожалению, есть такое расхожее мнение, и не только у пациентов... Но так ли это на самом деле? Цифры заболеваемости, смертности, инвалидизации говорят, просто кричат об обратном. По заболеваемости неврология стоит на третьем-четвертом месте среди всех болезней после ОРЗ и сердечно-сосудистых. Да и едва ли не половина сердечно-сосудистых больных - "наши", поскольку заболевают инсультом.
Или больные сахарным диабетом: примерно у половины из них через 5-10 лет развиваются заболевания периферической нервной системы с нарушениями чувствительности, слабостью в конечностях, болями. Все это, вместе взятое, без систематического лечения может привести к тяжелым поражениям мягких тканей и костей, даже к их ампутации. Другой пример - эпилепсия. Ею сегодня страдают около одного процента всех россиян! Так насколько "узкая" наша специальность?
- А есть ли повод для оптимизма у ваших нынешних и будущих пациентов?
- Я бы сказал по-другому: у нас, неврологов, нет оснований для пессимизма. Потому что сегодня мы имеем возможности, хотя правильнее будет обозначить их потенциальными, для лечения болезней, которые прежде или вообще не поддавались медицине, или терапия давала минимальный эффект. В разработке лечения неврологических заболеваний мировой наукой достигнуты значительные успехи. Но, к сожалению, они не всегда доступны для среднего россиянина. Хотя от последствий этих невылеченных болезней мы теряем гораздо больше средств, чем если бы затрачивали их на лечение.
Я уже говорил, при каких условиях можно уменьшить потери от инсульта. Возьмем другую болезнь - эпилепсию. Сейчас до 70-80 процентов таких пациентов могут быть полностью избавлены от всех проявлений этого заболевания при постоянном приеме необходимых лекарственных средств. Они дают относительно небольшие побочные явления и устраняют основные проявления заболевания: эпилептические припадки, изменения личности и так далее. Но эта возможность не может полностью быть реализована из-за высоких цен на новые, наиболее эффективные лекарства, стоимость месячного курса которых составляет несколько тысяч рублей. А принимать противоэпилептические препараты необходимо длительное время, порой всю жизнь.
По существующим правилам больные эпилепсией могут получать свои лекарства бесплатно. Но им выдают не самые лучшие препараты. Врачи вынуждены использовать старые средства, которым чуть ли не 100 лет (люминал).
Рассеянный склероз - заболевание молодого возраста, проявляется в нарушениях движения и других тяжелых дефектах, которые регулярно усиливаются и ведут к полной инвалидности. А ведь есть препараты, на 30 процентов уменьшающие риск обострения болезни. Они зарегистрированы в России, у наших неврологов есть опыт работы с ними. Но стоимость годового курса лечения около 10-12 тысяч долларов. Мы редко можем найти пациента, способного его оплатить. Правда, Минздрав в прошлом году нашел возможность обеспечить такими лекарствами примерно тысячу больных, по мере возможностей помогают в этом РАМН, департамент здравоохранения Москвы и некоторых других регионов.
Много страхов и кривотолков вызывает болезнь Паркинсона, считающаяся неизлечимой. Но препараты нового поколения обеспечивают вполне приемлемый уровень работоспособности и социально-бытовой адаптации таких больных, однако они тоже очень дороги.
- Какие новые открытия в терапии неврологических заболеваний можно ожидать в обозримом будущем?
- Неврологи очень много надежд связывают с возможностями применения стволовых клеток в неврологии. Их введение в зоны поражения мозга с последующим восстановлением утраченных нервных клеток помогло бы нам решить множество проблем. Мы ждем помощи от наших биологов, которые, как я знаю, ведут приоритетные работы в этом направлении.