Как будут здесь обстоять дела в нынешнем году? Многое изменится в лучшую сторону. За счет средств из союзного бюджета, выделенных для реализации программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов, брестчанам удалось за два последних года реконструировать "Варшавский мост", а также переход "Козловичи", где к тому же завершено строительство второго моста.
- Благодаря реконструкции ПТО "Козловичи", - поясняет ситуацию начальник таможни "Западный Буг" Вячеслав ОСИНЦЕВ, - мы смогли убрать лишние звенья в оформительском процессе, упорядочить движение транспорта. Очереди сразу исчезли. А с появлением второго моста готовимся принять наплыв легкового автотранспорта, который хлынет к нам вместе с автобаном Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва. Его появление уже не за горами. В январе в Брюсселе будет проведен тендер на строительство ПТО "Козловичи-2". Такой дополнительный пункт таможенного оформления необходим для того, чтобы в будущем отделить грузовой транспорт от легкового. Тот, кто будет мчаться на восток по скоростной трассе, не должен терять время на границе в компани грузового транспорта.
Пока что легковые автомобили по-прежнему проходят через "Варшавский мост". Этот пункт пропуска расположен в стороне от планируемого автобана, но и здесь проведена реконструкция. В результате вдвое увеличилась пропускная способность - теперь "Варшавский мост" в состоянии оформить 2200 транспортных средств в сутки, в том числе 350 автобусов. Таможенники в качестве дополнительной меры обратились к европейской практике пропуска клиентов по двум коридорам - "красному" и "зеленому". По идее, первый должны выбирать те, кто чувствует себя неуверенно, кто не изучил досконально свои права и обязанности. По "зеленому" коридору таможенный контроль можно пройти гораздо быстрее. Но уж если здесь у вас выявят нарушения законодательства, то пощады не ждите. Впрочем, по такому принципу, построенному на доверии, на Западе действуют многие таможни, и там, как правило, очередей нет.
Но завтрашний день таможни "Западный Буг" все-таки до конца не ясен. К примеру, здесь все еще не знают, как сложатся в этом году отношения с польскими коллегами. Белорусских таможенников волнует вопрос, сохранится ли нынешняя практика совместного контроля. Суть его в том, что грузовой транспорт, направляющийся на территорию Беларуси, белорусские таможенники проверяют на польской стороне. И наоборот - поляки работают с грузом, следующим на Запад, на белорусской стороне. Мнения по поводу такой практики существуют разные.
- Я против того, чтобы и далее белорусские таможенники проверяли машины на въезд в Беларусь, находясь на территории сопредельного государства, - говорит Вячеслав Осинцев. - Импорт надо защищать на своей стороне.
Работы по защите интересов Беларуси и России у брестских таможенников между тем с каждым годом прибавляется. В 2003 году через них прошло более 5 млн. тонн грузов. Они оформили проезд 2,2 млн. автомобилей - на 7 процентов больше, чем в предыдущем году. Этот показатель говорит прежде всего о том, что российские грузоперевозчики, имеющие возможность попасть на Запад и другим путем, уже оценили все преимущества "союзных" дорог.