15.01.2004 00:30
    Поделиться

    Глюкоза - не сахар

    Прошлый год ознаменовался полной победой шоу-бизнеса над стихийными процессами в нефилармонической музыкальной жизни. Как и положено порядочной европейской стране, развивающаяся музыкальная индустрия России приняла в свои жернова всех, кого могла принять, и окончательно загнала в причитающееся ей клубное подполье все, чего не имела шансов впоследствии перемолоть: серьезную фолк-музыку, маргинальные тренды рока, "шансон с человеческим лицом" и т.п.. Прошедший год музыкальные критики отчего-то дружно назвали годом "Фабрики звезд". Да, был успешно опробован знаменитый (а в Америке и Европе так и вовсе уже ставший общим местом) способ выводить на сцену новых поп-сингеров - однако тенденцией здесь, причем многолетней, должна скорее стать странная манера нашего шоу-бизнеса обезьянничать с западных образчиков и форматов с пяти-десятилетней задержкой. Среди самых главных тенденций года стоит отметить постепенное утихание "страстей по ностальгии" - казавшееся безнадежным всеобщее помешательство на концертах артистов 70-80-х к концу года приняло форму заболевания "средней тяжести", как говорят медики. То есть на "Дискотеку 80-х" по-прежнему съезжается вся Москва, однако прошедший карнавал потом не обсуждается неделями с приступами восторга. Вместе с комой, в которую, едва родившись, впало явление под названием "русский мюзикл", плохо себя почувствовало и рок-фестивальное движение. Теракт на "Крыльях" послужил окончательной причиной отмены (точнее, переноса в стены студии "Нашего радио") самого крупного российского рок-фестиваля "Нашествие", еще до теракта ставшего заложником предвыборной ситуации в Раменском районе Подмосковья. Есть вероятность, что трудности у устроителей фестов на открытом воздухе в будущем году продолжатся, равно как и маленькая персональная война мэра Москвы Юрия Лужкова с группой "Ленинград" и лично с невоздержанным на язык Сергеем Шнуровым.

    Со Шнуровым, впрочем, можно связать и положительные прогнозы будущего года - человек, превративший свою группу из любопытного ретро-проекта, каким был "Ленинград" еще в 1998 году (немногие знали его тогда), в нечто популярное, веселое и нецензурное, под конец прошлого года открыл свой звукозаписывающий лейбл, на котором собирается выпускать весьма достойных и отчаянно нуждающихся в шнуровском протекторате молодых артистов. Вслед за лидером группы "Мегаполис" Олегом Нестеровым, основавшим лейбл "Снегири" и ставшим успешным золотодобытчиком в области приличного поп-рока, уличной музыки и актерской песни, Шнуров вполне может тоже стать вполне везучим первооткрывателем в области ска-панка и серф-музыки. Другое дело, что и тому и другому в году наступившем придется работать на определенные музыкальные субкультуры: уличная музыка ею была и будет всегда, ска-панк и серф могли выбраться в "главный поток", но не выбрались. Поп-рок же, ныне повсеместно звучащий и принимаемый, за ближайшие 12 месяцев имеет все шансы сильно потерять свою аудиторию. Его царствование переживает сейчас "золотой век", однако натиск попсы (которую почему-то принято синонимизировать с "Русским радио") таков, что скоро загонит "рокапопс" на субкультурную обочину. Это уже сейчас видно по еженедельным сводным чартам продаж компакт-дисков. Если еще в начале года минувшего там преобладали персоналии (зачастую весьма нетривиальные), то в его конце - сборные солянки со страшными названиям вроде "XXXL-Максимальный".

    Набирает обороты, но, скорее всего, быстро пройдет увеличение внимания к классическим коллективам русского рока - "Алиса", "Секрет", "Крематорий", "Пикник" и еще несколько классических коллективов в минувшем году отпраздновали 20-летие творческой жизни, а лидеры двух главных групп русрока - "Аквариума" и "Машины времени" - отметили персональные полувековые юбилеи.

    Можно заметить, что разговор о современной музыке в последнее время принято вести в экономических и маркетинговых терминах, и это есть главная и сугубая реальность настоящего момента. Популярность тех или иных артистов уже не только бизнес-аналитиками, но и музыкальной критикой напрямую увязывается с величиной рекламных бюджетов и результатами исследований в фокус-группах (классический пример - "Глюкоза", чей феноменальный прошлогодний успех был тщательно подготовлен по специально разработанным схемам и только на первый взгляд выглядел стихийным). Более того, продюсеры превратили в "инвестиционные проекты" несколько групп так называемого "альтернативного жанра" рок-музыки - подростковый протест, подкрепленный ревом зафузованных гитар стал весьма ходовым товаром (пример - успех группы "Звери"). Беда только в том, что слушатели старшего школьного возраста (которым эта музыка адресована) и их родители, и старшие братья (которые невольно оказываются в контексте того, что слушают младшие) принимают этот фабричный товар за реальное, штучное искусство. Маховик пиара в музыкальной сфере работает на таких оборотах, что реальное откровение (если таковое и появится) не только не будет услышано, но и вряд ли кого-то заинтересует.

    История развития российского шоу-бизнеса - это путешествие от первой части этого слова ко второй, от шоу к бизнесу. Еще год назад было принято говорить, что "шоу-бизнеса в России как такового нет". В нынешнем году так сказать не получится - объем рынка продаж билетов, дисков, авторских прав значительно вырос, в среде российских музыкальных корпораций произошло несколько заметных перегруппировок. Однако не стоит по-егоргайдаровски радоваться этому экономическому бурлению: в бизнесе, имеющем дело (хотя бы в единичных случаях!) с произведениями искусства, подростковый период чреват гораздо более уродливыми противоречиями, чем, например, в продовольственной торговле: потребительская психология другая. Тем более что рост коснется в основном тех сфер музыки, к которым принято делать приставку "поп-". В остальных сферах более или менее все ясно: уровень жизни в России стал достаточным для того, чтобы без убытков привезти к нам звезд уровня Бьорк или Маккартни. И артистов такого плана стоит и в 2004 ждать - они будут собирать свои площади и стадионы так же, как редкостные гении фолка и блюза - свои маленькие клубы с недешевой платой за вход.

    Поделиться