Фактически, сказал П. Бородин, Союзное государство уже существует и действует в экономической сфере, а белорусы и россияне живут в едином экономическом пространстве. Ведь топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов. У нас - общая государственная граница, самый большой взаимный товарооборот на всем постсоветском пространстве.
В союзном строительстве, отметил Госсекретарь, решен ряд очень серьезных задач. Во-первых, подготовлен проект (в различных вариантах) Конституционного Акта Союзного государства. Этот проект будет обсуждаться на заседании Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства в феврале 2004 года. Главная задача Конституционного Акта - определить государственное устройство и правовую систему Союзного государства. Принятие Конституционного Акта, подчеркнул П. Бородин, имеет основополагающее значение и для полноценного правового формирования всех необходимых структур Союзного государства, и для нового мощного рывка в экономической интеграции.
Что касается союзных структур управления, сказал он, то многие напрасно переживают, что, мол, будут создаваться параллельные союзные министерства, возникнет дублирование работы и "расплодятся" лишние чиновники. Нет, считает Госсекретарь, этого не произойдет. Будет продолжаться работа совместных коллегий российских и белорусских министерств и ведомств, которая уже доказала свою эффективность. Достаточно сказать, добавил П. Бородин, что на совместных коллегиях инициировано и согласовано свыше 30 межгосударственных российско-белорусских соглашений. Очень активно, к примеру, работают совместные коллегии министерств обороны и внутренних дел, культуры и образования, таможенных и пограничных комитетов.
Во-вторых, в сфере экономического сотрудничества действуют и разрабатываются на перспективу около пятидесяти совместных российско-белорусских производственных программ. Причем приоритет отдан, подчеркнул Госсекретарь, развитию современных наукоемких технологий. Так, совместными усилиями российских и белорусских специалистов создается элементная база для электроники, суперкомпьютеров, разрабатывается оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, закладывается фундамент современного дизельного автомобилестроения, обработки и отображения космической информации, защиты информационных ресурсов, развиваются лазерные технологии в медицине и других сферах. В аграрно-промышленном комплексе решаются задачи создания машин для возделывания и переработки льна, картофеля, выпуска качественных молочных продуктов. Акцент на развитие наукоемких технологий - это ответ Союзного государства на острую потребность России и Беларуси избавиться от импортной зависимости в высокотехнологичных отраслях.
Ярким успехом российско-белорусского партнерства в области высоких технологий П. Бородин назвал создание мощного суперкомпьютера "СКИФ К-500", который уже включен в мировой рейтинг самых высокопроизводительных компьютерных систем. До настоящего времени лишь немногие страны мира обладали собственными суперкомпьютерными технологиями, которые являются важным стратегическим ресурсом, сравнимым по значимости с ракетно-ядерным потенциалом. И вот теперь в их число вошло Союзное государство. Создание "СКИФ К-500" повышает международный престиж России и Беларуси, способствует интенсивному развитию промышленности, науки и обороноспособности за счет удовлетворения потребности в суперкомпьютерных технологиях. В дальнейших планах - привлечь к программе "СКИФ" и другие страны СНГ, интегрировав имеющиеся наработки и опыт.
Еще одним весьма перспективным союзным проектом, по словам Госсекретаря, является недавно одобренная союзная программа "Космос Союзного государства" (официально она называется "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства").
Программа разработана совместно Российским авиационно-космическим агентством и Национальной академией наук Беларуси и рассчитана на 2004-2007 годы. Причем это уже вторая космическая союзная программа. Первая программа "Разработка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения космической информации" успешно выполнена. Основная цель программы - создание конкурентоспособных космических средств и технологий на основе эффективной интеграции ракетно-космических отраслей России и Беларуси. Причем работа здесь не начинается с "чистого листа". Фактически и в этой области происходит восстановление прежних интеграционных связей. В частности, белорусское предприятие "Пеленг" никогда не прерывало своих поставок на Байконур техники, предназначенной для обеспечения запуска различных ракет-носителей и разгонных блоков. В ходе выполнения программы "Космос" будет создаваться единая система обеспечения космической информацией всех потребителей Союзного государства. Для этого российскими и белорусскими учеными разрабатывается более 20 новых образцов техники космического назначения.
Госсекретарь также особо отметил, что подготовлены и будут вынесены в феврале на заседание союзного Совмина четыре базовые союзные программы: "Дизельное автомобилестроение-2", "Союзный телевизор-2", "Союзный комбайн", "Самолетостроение".
Союзные производственные программы, по словам П. Бородина, важны не только в плане развития экономической интеграции и повышения научно-производственного потенциала России и Беларуси, но и в социальном плане. Осуществление союзных программ обеспечивает рабочие места для многих тысяч белорусов и россиян.
- Когда я был назначен на должность Государственного секретаря Союзного государства, - сказал П. Бородин, - то в январе 2000 года проехал по ряду предприятий и в России, и в Беларуси, которые мы должны были задействовать в рамках союзных программ. И они тогда практически простаивали. А сегодня на этих предприятиях работают люди, заводы выпускают продукцию. Союзные производственные программы обеспечивают рабочие места, дают уверенность в завтрашнем дне российским и белорусским гражданам, обеспечивают их будущее. И, кстати, работающие заводы - это стабильная налоговая база, то есть опять-таки решение многих социальных проблем.
В-третьих, подчеркнул Госсекретарь, к 10 февраля 2004 года планируется согласовать весь пакет документов по введению единого платежного средства Союзного государства. Вопрос этот сложный. Нужно подписать шесть соглашений между центробанками, министерствами финансов и экономики Беларуси и России. По четырем документам позиции уже согласованы, осталось только согласовать налог на добавленную стоимость и компенсации в связи с изъятием белорусских рублей и замены их на российские. К заседанию союзного Совета Министров, по словам П. Бородина, все будет согласовано. Таким образом, единый рубль в следующем году начнет хождение по всей территории Союзного государства. По оценке Госсекретаря, с введением единого платежного средства начнется мощный приток инвестиций в экономику России и Беларуси, что в свою очередь обусловит подъем экономики в Союзном государстве.
- Конечно, - продолжил П. Бородин, - у нас еще, к сожалению, много сложных проблем. Это, в частности, вопрос о союзной собственности, о транспортных тарифах, о цене на газ. Но это все решаемые вопросы. К тому же мировая практика показывает, что любая интеграция не проходит без проблем. Вот уж сколько лет строят единую Европу, а ведь проблем у Европейского союза и сейчас хватает, взять хотя бы так и не принятую Конституцию Евросоюза. У стран, входящих во Всемирную торговую организацию, тоже не все и всегда гладко. Объединяться всегда непросто. Это только ломать и разваливать - легко.
Отвечая на вопрос о том, проходит ли строительство Союзного государства по плану или все-таки происходят какие-то отступления, Госсекретарь сказал:
- Дело не в каких-то там "отступлениях". Подчас дело в тех сроках, которые мы сами же себе и ставим. Искреннее желание поскорее построить Союзное государство понятно, но в реальной жизни встречаются "буераки и овраги". Да, иногда мы не укладываемся в намеченные сроки. Однако в целом союзное строительство проходит по плану, то есть в соответствии с межгосударственным Договором о создании Союзного государства и Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по его реализации. В этом направлении много работают наши президенты, председатели правительств, активно действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламентское Собрание. Уверен, что в первой половине 2004 года высшим политическим руководством наших стран будут приняты решения, резко ускоряющие реальный интеграционный процесс.
- А как обстоят дела с союзным бюджетом на 2004 год?
- Вопрос о союзном бюджете - один из важнейших вопросов повестки дня февральского заседания Совета Министров Союзного государства. Союзный бюджет-2004 согласован и составит три миллиарда триста миллионов российских рублей. В основном эти средства пойдут на производственные программы, техническое перевооружение предприятий, развитие таможенной и пограничной инфраструктуры Союзного государства, подготовку военных кадров, социальные и культурные мероприятия и проекты. С моей точки зрения, необходима также разработка в рамках Союзного государства своеобразного бюджета развития, с тем чтобы на производственные программы выделялось еще больше средств. Это позволит не только резко поднять уровень производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции, но и решать целый ряд социальных проблем.
- Как вы оцениваете перспективы создания Единого экономического пространства Россией, Беларусью, Казахстаном и Украиной?
- 2003 год войдет в историю как год инициативы Президента России Владимира Путина по созданию Единого экономического пространства. Это действительно знаковое событие. Речь идет о принципиальных вещах. Экономическое объединение постсоветского пространства - лишь вопрос времени. Лично я убежден, что все постсоветское пространство будет единым. Но здесь дело даже не в убеждениях, а в том, что движущей силой этого процесса выступают макроэкономические законы. Современные (и прежде всего западные) экономисты утверждают: в наше время внутренний рынок должен состоять примерно из 300 миллионов потребителей. Только тогда рынок эффективно работает, а промышленность, в том числе тяжелая, успешно и эффективно развивается. Вот одна из причин объединения Европы, вот почему между США и Канадой практически нет границ.
Поэтому, как я неоднократно говорил и повторю еще раз: новые независимые государства постсоветского пространства неизбежно будут, по крайней мере экономически, объединяться. Могут остаться президенты, гербы, флаги, другие атрибуты, но экономическое единство постсоветского пространства будет восстановлено.
И здесь 2004-2005 годы, с моей точки зрения, будут решающими. А Союзное государство Беларуси и России - это как раз та самая экономическая модель, по которой могут быть выстроены объединительные процессы между странами, не так давно составлявшими единое целое. К слову, об этом только что заявил и Генеральный секретарь
ЕврАзЭС Григорий Рапота, который так и сказал, что Союзное государство Беларуси и России является пилотным проектом, а следом идут другие государства Содружества. Это действительно так. Сравните: союзный бюджет составляет 3,3 миллиарда рублей, а годовой бюджет всех государств СНГ составляет 285 миллионов рублей. Бюджет ЕврАзЭС, куда входят пять стран, в том числе Беларусь и Россия, - 83 миллиона рублей. Согласитесь, есть все-таки разница, которая свидетельствует о достигнутой степени интеграции.
На встрече с Госсекретарем прозвучал и такой вопрос:
- Павел Павлович, наша встреча проходит накануне Нового года и поэтому традиционный вопрос: что вы пожелали бы читателям газеты "СОЮЗ" в Новом году?
- Я хочу тепло и сердечно поздравить всех, и россиян, и белорусов, с Новым, 2004 годом. Желаю счастья, здоровья, удачи. Всем самые добрые пожелания. Белорусы и россияне веками жили вместе, и сегодня мы вместе строим наш Союз. Я уверен, что он будет построен! И 2004 год станет решающим в становлении Союзного государства!