Президентский парад

"Чем я хуже Владимира Путина, Владимира Рыжкова, Владимира Лукина?" - так начала свою пресс-конференцию сопредседатель СПС Ирина Хакамада. Она идет на выборы самостоятельно, причем ее кандидатура при обсуждении единого демократического кандидата даже ни разу не называлась. Правда, уверенность в возможной победе иногда ее покидает. Например, она до сих пор не уверена, что ей удастся собрать необходимые два с лишним миллиона подписей для выдвижения к 28 января. Кроме того, Хакамада заявила, что готова приостановить свое членство в партии, если на съезде 24 января правые откажутся поддержать ее кандидатуру. Пока же подписи в ее поддержку продолжают собирать активисты "Яблока", СПС неформальным порядком, то есть без согласования с руководством. По словам Хакамады, Явлинский "психологически, субъективно и индивидуально" ее поддерживает, но считает участие в выборах ошибочным. Ирина Хакамада также поспешила опровергнуть возможные обвинения в том, что она была выдвинута при поддержке Кремля. "Если мужчин нет, то женщина начинает совершать мужские поступки", - Ирина Хакамада согласна с высказыванием Ивана Рыбкина - другого претендента в президенты. Свою кампанию она явно намерена строить на мобилизации протестного электората. Правда, в отличие от парламентской кампании, на бизнес Хакамада не рассчитывает. По ее словам, "бизнес вообще-то конформистский, если он платит крыше, то ему комфортно и тепло". Видимо, Ирина Хакамада рассчитывает, что ей удастся привлечь не только проголосовавшие на парламентских выборах 7 процентов демократического электората, но и те голоса, которые были отданы за кандидата "против всех". "Я бросаю вызов не только Путину и Кремлю, но и обращаюсь к людям - мы можем быть вместе в своем протесте".

Перед началом пресс-конференции Хакамада распространила заявление, в котором выражается категорическое несогласие с ходом расследования теракта на Дубровке. Она требует открытого расследования, возмущена отсутствием компенсации заложникам и жертвам штурма, а также напоминает о том, что была одной из немногих участниц переговорного процесса, не побоявшихся войти в здание, где шел злополучный мюзикл. С ее точки зрения, "президент должен нести за все личную ответственность, иначе мы будем позволять собой манипулировать как стадо баранов, которому изредка кидают маленький кусочек хлеба". Среди программных положений Ирины Хакамады - введение парламентской республики и соответственно изменение Конституции, корректировка курса экономического развития - отказ от ставки на сырьевой сектор, а также проведение переговоров и создание парламентской республики в Чечне.

Пока у Ирины Хакамады нет собственного штаба. Сбором подписей ей помогает заниматься политтехнолог Марина Литвинович. Свою личную поддержку Хакамаде выразил один из совладельцев компании "ЮКОС" Леонид Невзлин, но сам нефтяной гигант и общественная организация "Открытая Россия", по словам Хакамады, не имеет никакого отношения к ее избирательной компании.

"Покажи им бицепсы - пусть увидят, что такое новый русский президент!" - так представлял кандидата от ЛДПР Олега Малышкина лидер его партии Владимир Жириновский. Их совместная пресс-конференция состоялась вчера сразу же после выступления Ирины Хакамады, которую глава ЛДПР поспешил обозвать "девушкой-бомжом". Жириновскому было трудно, приходилось молчать и все время уступать слово Малышкину. Правда, Малышкин при каждом удобном случае и при каждом сложном вопросе спешил передоверить право голоса своему лидеру. Как выяснилось, кандидат в президенты от либерал-демократов - бывший забойщик на шахте, а ныне глава центрального аппарата партии, а вовсе не охранник. Он пойдет на выборы под слегка модернизированным лозунгом "Вспомнить о русских, заботиться о бедных". Также немного изменена, но в принципе соответствует парламентской компании и программа претендента. Сам он ее, однако, излагал как-то очень робко, предлагая назначение губернаторов, укрупнение территорий и создание сильного сельского хозяйства. Малышкин также поспешил поделиться своим управленческим опытом в одном из районов Ростовской области: "Взял за шиворот директора элеватора и начал трясти, пока не вытряс из него зерно. Нужна авторитарная жесткая рука". "И это должно быть снизу доверху", - не утерпел Жириновский и продолжил, порекомендовав создать такой режим, который представлял бы собой "коктейль из Петра Первого, Ивана Грозного и Сталина". Еще оба представителя ЛДПР рассказали про щебень. Оказывается, щебень - это основа экономики, если его, конечно, закупают не на Украине, а конкретно у Олега Малышкина. Еще Жириновский, периодически вынужденный суфлировать своему соратнику по партии, поспешил расписать достоинства этого не раскрученного кандидата: "Он все знает: и милицию, и рынки, и бандитов, и бани, и свет - он знает все, что нужно снизу". И Малышкин тут же поспешил продемонстрировать выученный урок: "Демократия всегда должна быть управляемой, иначе опять получится элеватор". Либерал-демократы рассчитывают взять двадцать процентов голосов. Владимир Жириновский с подкупающей искренностью признался: "Вы нам дайте голоса, а мы решим, может быть, президентом будет Малышкин, меня он назначит премьером, сам через месяц подаст в отставку, и мы объединим два поста - президента и премьера". Впрочем, в программе кандидата от ЛДПР много нового, например, отмена экзаменов в вузы, или расстрел на месте за производство фальшивой водки, или методы борьбы с терроризмом. Если террорист захватил детский сад, Жириновский предлагает "уничтожить детский сад и поменьше соплей и слез".