Только 71 процент республиканских дорог имеют асфальто-бетонное покрытие - всего чуть более 11 тысяч километров. Все остальное - скорее направления, нежели дороги. На каждую тысячу квадратных километров приходится менее двухсот километров дорог. Это в среднем. А есть районы, например, Мамадышский, Агрызский, Алькеевский, Менделеевский, где этот показатель едва достигает сотни километров. По плотности покрытия и разветвленности дорожной сети Татарстан уступает регионам центральной части России и даже соседней Чувашии, чей промышленный потенциал несравним с возможностями РТ.
На строительство новых и реконструкцию старых дорог в 2003 году дорожники потратили 4 миллиарда рублей, выделенных из регионального и федерального бюджетов. Большая часть этих денег пошла на реконструкцию опорной сети автомобильных магистралей, то есть на самые значимые трассы. В частности, на трассу Москва - Нижний Новгород - Казань. Эта дорога ежесуточно пропускает через себя более 18 тысяч машин, хотя строилась она как трасса так называемой второй технической категории и проектировалась под 8 тысяч машин.
Предстоящий юбилей столицы республики стал поводом для начала капитального ремонта трассы Казань - Оренбург на татарстанской территории. Задача номер один - реконструировать участок на пути в аэропорт между 8 и 20 километрами и присвоить дороге первую категорию, чтобы не испортить высоким гостям впечатления от города еще до въезда в тысячелетнюю столицу.
Еще одним приоритетным направлением республиканских дорожников в прямом и переносном смысле стала объездная трасса Зеленодольск - Сафоново общей протяженностью 12 километров. По мнению заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Александра Репенко, ее сдача позволит облегчить автомобильное движение в самом Зеленодольске, а следовательно, повысить дорожную безопасность в городе. Кстати, в Минтрансе РТ не исключают, что трасса Зеленодольск - Сафоново, чьи технические характеристики максимально приближены к европейским нормам, когда-нибудь даже станет платной.
В нынешних планах дорожных строителей - подвести земляную насыпь к острову Свияжск, хотя о том, когда на насыпи появится нормальное покрытие, дорожники умалчивают, ограничиваясь расплывчатым "в будущем".
Главная причина такой неопределенности - постоянное сокращение бюджетных вливаний в дорожную отрасль региона. При формировании республиканской казны дорожники на свои нужды просили минимум 3 миллиарда 200 миллионов рублей, но получили на 400 миллионов меньше. Половину из них "съест" ремонт и содержание уже существующих трасс (общая протяженность недоремонтированных дорог - полтысячи километров), так что рассчитывать на дорожно-строительный бум не приходится.
Ремонтировать и достраивать дороги федерального значения Татарстан будет на собственные средства, на деньги России теперь строится только трасса Чита - Хабаровск и объездная дорога вокруг Санкт-Петербурга. Правда, миллиард двести миллионов вновь выделяет федеральный центр, на эти деньги будет продолжено строительство второй очереди моста через Каму и дороги Шали - Сорочьи Горы. Однако, по признанию Александра Репенко, если финансирование жизненно важных для республики объектов будет идти такими темпами, ни о какой окончательной сдаче моста к 2005 году не может быть и речи. В лучшем случае - года через четыре, хотя мощностей дорожных подрядных организаций для того, чтобы сделать такой подарок гостям и жителям Татарстана к сроку, хватает сполна.
Собственно говоря, татарстанские мосты - тема особая и больная. Сейчас окончания строительства ждут более сотни мостов местного значения. Статистика выделения средств на эти цели - сто миллионов рублей в год, и чтобы закончить возведение всей сотни, мостостроителям необходимо 9 лет. В новом году наши мостостроители сдадут в лучшем случае 19 мостовых переходов. И начнут строить новый, уже четвертый по счету, мост через Казанку в столице республики, сметная стоимость которого - без малого 2 миллиарда рублей. Предусмотренных нынешних 200 миллионов хватит только на подготовительные работы - оборудование подходов и береговых опор.