Еще год назад Минэкономразвития представило предложения по изменению системы обязательного медицинского страхования. Но тогда идея экономистов натолкнулась на активное сопротивление минфиновцев, которые уверяли, что для финансовой копилки страны подобные нововведения будут слишком тяжелы. Тем не менее введенная еще десять лет назад система медицинского страхования в качестве "перехода от плановым к рыночным методам", по словам премьер-министра Михаила Касьянова, уже устарела и отстает от других экономических реформ. "Население не знает, что означает его конституционное право на бесплатную медицинскую помощь", - заметил глава кабинета министров, открывая вчера первое заседание в этом году. Членам кабинета министров помимо системы медицинского страхования вчера предстояло рассмотреть еще и вопрос о переходе к единой системе персонального учета граждан России.
Оба этих вопроса были не только масштабными, но и довольно сложными. "Сейчас мы должны точно и четко обсудить содержание и финансовую составляющую медицинского страхования", - заметил Касьянов. Проект федерального закона об обязательном страховании уже фактически находится в завершающей стадии подготовки. Министры вчера приняли решение в основном его одобрить. Принципиальное решение о его доработке в аппарате Правительства было принято по просьбе Грефа. Уточнения коснутся таких вопросов, как корректировка механизмов выравнивания и софинансирования из бюджета платежей за неработающее население, вопроса о роли страховых организаций в системе страхования неработающих граждан в регионах, которые не будут включены в общую систему страхования после 2008 года, а также вопросов, связанных с единым социальным налогом.
После долгого и обстоятельного доклада первого заместителя главы Министерства экономического развития и торговли Михаила Дмитриева премьер поинтересовался, когда, по расчетам экономистов, система ОМС в регионах выйдет на финансовый баланс. Михаил Дмитриев ответил, что лишь к 2008 году, когда вся страна будет охвачена этим видом страхования, предложенная система ОМС может стать бездефицитной. Правда, для этого будут привлечены три основных источника: софинансирование из федерального бюджета в объеме примерно 17 миллиардов рублей к 2008 году, увеличение взносов бюджетов регионов за неработающее население в сумме около 20 миллиардов рублей, и еще 10 миллиардов будут получены от эффекта централизации ЕСН. Последняя мера позволит оказывать помощь наиболее неблагоприятным регионам.
Интересовался премьер и тем, как чиновники ведомства Грефа предлагают обеспечить равенство граждан в системе ОМС. Но в ответ Дмитриев мог лишь с сожалением констатировать, что "в переходный период это практически невозможно". "Неравенство есть и в регионах. Таково конституционное строительство страны", - убедительно сказал первый замглавы Минэкономразвития. Чтобы исключить всякую возможность подачи исков со стороны граждан, Касьянов посоветовал Дмитриеву проконсультироваться по этому вопросу в Конституционном суде.
Как показывает практика, не все в нашей стране достаточно просто запустить - надо еще и убедить принять это как должное. Поэтому вице-премьер Виктор Христенко задал Дмитриеву вопрос, что надо сделать для скорейшего перехода регионов к этой системе. "Надо дать субъектам время для преобразования своих здравоохранительных учреждений", - ответил первый заместитель Грефа. Но тут на помощь ему пришел сам министр, заметив, что "это как в ЖКХ: понятно, что надо сделать, но надо еще заставить регионы работать так".
Естественно, что при обсуждении медстраха не мог остаться в стороне и министр труда и социального развития Александр Починок. Правда, его предложение признать деятельность страховых компаний некоммерческой наткнулось на категорическое возражение Германа Грефа. По мнению главы Минэкономразвития, в данном случае действуют обычные страховые принципы. "И не надо городить огород, выдумывая новые требования для страховщиков", - с пафосом сказал главный экономист страны. На самом деле Минтруд довольно много критиковало ведомство Грефа за разработку проекта закона об обязательном медицинском страховании. По словам Починка, представленный вчера документ не достаточен для того, чтобы начать движение. Но "если мы не начнем движение, то потеряем год", - предупредил Починок.
Потребность программы ОМС, по расчетам Минэкономразвития, на 2005 год составляет 59,3 миллиарда рублей, а дефицит - 9 миллиардов, на 2006 год - 121,3 с дефицитом - 16,9 миллиарда рублей. В 2007 году понадобится 148,9 миллиарда рублей, при дефиците в 17,9, а в 2008 году- 226,1 миллиарда рублей с дефицитом в 45,3 миллиарда рублей.
Не все присутствующие единодушно аплодировали Грефу за столь сложную работу по разработке новой системы обязательного медицинского страхования. Глава Министерства финансов Алексей Кудрин все же не удержался и попытался возразить Герману Грефу. Главное его возражение заключалось в условиях работы страховых компаний. В своей долгой речи Алексей Кудрин настойчиво предлагал назвать их специализированными страховыми компаниями. А уже ближе к концу своего монолога все же признался, что, наверное, это не совсем правильно, но тем не менее об этом стоит подумать. Греф, как победитель, быстро осадил своего коллегу, заметив, что ничего выдумывать не надо. "Просто кому-то, видимо, не хочется осуществлять надзор за специализированными на ОМС компаниями". На протяжении всего прошлого года в ходе согласований этого законопроекта поднимался вопрос о том, какое ведомство должно осуществлять функции надзора за такими страховщиками. При этом глава страхового надзора Константин Пылов аргументировал нежелание Минфина брать на себя эту функцию тем, что деятельность медстраховщиков не подпадает под критерии, предъявляемые к страховым организациям вообще. Деятельность такого рода скорее могла быть отнесена к сфере соцстраха, а, значит, контролироваться она должна другим госучреждением. Согласно законопроекту, право на заключение договоров по ОМС будут иметь организации, для которых эта деятельность станет исключительной. Соответственно, им придется создавать дочерние компании. В результате Минфин все же сдался и выразил готовность осуществлять надзор за компаниями, специализированными на операциях в области ОМС.
Итог дискуссии по медицинскому страхованию подвел министр здравоохранения Юрий Шевченко, заметив, что жизнь подскажет, как инспектировать предложенную систему. "Но запускать ее надо немедля", - подвел итог Шевченко.