16.01.2004 01:10
    Поделиться

    Нет Запада без Востока

    Еженедельные газетные публикации послужили основой для недавно вышедшей книги "Калейдоскоп жизни". Она повествует о моих полувековых странствиях по свету и размышлениях об увиденном. Это более восьмидесяти драматических, экзотических и комических эпизодов личной судьбы, в которых, как в разноцветных стеклышках калейдоскопа, отразились и многообразие мира, и дух времени, и личность автора.

    Автобиографические элементы сочетаются в еженедельных колонках с моим главным устремлением в журналистике: исследовать "грамматику жизни" зарубежных народов. Ведь именно особенности национального менталитета дают ключ к познанию другой страны, к подлинному пониманию ее реалий.

    А знакомство с чужими нравами и обычаями имеет теперь для многих россиян не только познавательное, но и практическое значение. Ведь именно в местных традициях коренятся особенности деловой этики, без знания которых трудно рассчитывать на успех в делах то ли с японцами, то ли с китайцами, то ли с американцами.

    Мой замысел создать психологический портрет зарубежного народа, как бы путеводитель по его душе, воплощенный в книгах "Ветка сакуры" и "Корни дуба", в наши дни обрел новое звучание. Ускоряющийся процесс глобализации мирохозяйственных связей сделал как никогда актуальной проблему сохранения национальной самобытности.

    И здесь, по моему убеждению, человечество должно избрать не принцип унификации (то есть поголовного навязывания западных стандартов), а принцип симфонизма, когда каждый народ сохранял бы собственный неповторимый голос, подобно музыкальному инструменту в гармонично слаженном оркестре.

    Изречение Киплинга "Запад есть Запад, Восток есть Восток" - должно уйти в прошлое вместе с веком колониализма. Если уж оперировать привычными терминами, нынче больше правомерна формула "Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада".

    Однако у многих россиян превалирует "инстинктивный европоцентризм" - привычка сводить истоки общечеловеческой цивилизации лишь к древнегреческому искусству, римскому праву, христианской морали. Все же остальное, мол, "восточная экзотика", отклонение от нормы. Между тем мы, россияне, не столько европейцы, сколько евразийцы. В крови наших предков смешалось много истоков, чем и объясняется богатство русской души. Так что нам негоже отрекаться от азиатских, в том числе от тюркских корней.

    Рассуждения о несовместимости Запада и Востока были когда-то свойственны хозяевам колоний, а в наши дни вошли в моду у глобалистов, предрекающих "войну цивилизаций". Дабы унифицировать мир, подстричь всех под одну гребенку, они распространяют ложные стереотипы. Дескать, Запад - это гуманизм, а Восток - деспотизм. Запад возвеличивает личность, Восток же подчиняет ее коллективу. Запад прокладывает путь в будущее, тогда как Восток цепляется за прошлое.

    Нелепо утверждать, будто Запад всегда изобретал, а Восток перенимал. История больше похожа на улицу, где в разные часы доминируют потоки то в одном, то в другом направлении. В средние века у европейцев прижились арабские цифры, именно с Востока пришли на Запад достижения математики, астрономии, медицины. А кто как не китайцы дали миру бумагу, компас, порох?

    За полвека в журналистике мне довелось посетить три дюжины стран. И я не уставал поражаться тому, насколько взаимосвязан наш многоликий мир. С глубокой древности народы общались между собой и обогащали друг друга гораздо больше, чем можем представить себе мы, современники космических полетов и Интернета. Так что уважая самобытность различных национальных культур, мы не вправе забывать о том, сколь тесно переплетены их корни.

    Хотел бы надеяться, что читатели моих колонок будут смотреть на мир без предвзятости - как без национального чванства шовинистов, так и без свойственной глобалистам обезлички. И я рад, что теперь у россиян больше возможностей воочию увидеть это "единство в многообразии", которое и составляет красоту нашей планеты.

    Поделиться