Бакланов о Твардовском

20 января на телеканале "Культура" премьера программы "Бакланов о Твардовском". Два замечательных писателя Александр Твардовский и Григорий Бакланов, несмотря на значительную разницу в возрасте, дружили, их объединяло многое: оба прошли войну...

 

Твардовский был неоднозначным человеком, сильной личностью. И отношение к нему властей, коллег, читателей было не однозначным.

В своих ранних стихотворениях и поэмах он воспел Смоленщину, родную природу. В тридцатые годы Твардовский - признанный читателями, критикой и властью обласканный поэт, автор поэм "Путь к социализму", "Страна Муравия", "Дорога", "Сельская хроника". Всенародная слава пришла к поэту, когда были опубликованы первые главы поэмы "Василий Теркин". И.А. Бунин так отозвался об этом произведении: "Это редкая книга - какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность, какой необыкновенный народный солдатский язык!". Находясь на фронте, поэт пишет стихотворения о войне, воспевающие героизм и мужество. А после войны выходит его книга о возрождении мирной жизни, о трудовых буднях "За далью - даль".

Не менее важной вехой в жизни Александра Твардовского была работа главным редактором журнала "Новый мир". При нем "Новый мир" стал действительно новым миром, миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Белова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Войновича, С. Залыгина, Ф. Искандера, Ю. Трифонова, В. Шукшина. Величайшей заслугой Твардовского стало опубликование в журнале повести еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

С концом хрущевской оттепели наступили тяжелые времена для "Нового мира" и его главного редактора. Началась травля со стороны власти, обвинения в "очернительстве", предательство коллег. Незадолго до своего шестидесятилетия Александр Твардовский был вынужден оставить журнал. "На покое" поэт прожил недолго - меньше двух лет. Александр Солженицын так отозвался об этом событии: "Убить Твардовского можно было только так: отнять его детище - его страсть - его журнал".

Новый цикл отвечает на многие вопросы не только о личности Александра Твардовского, но и о скрытом противостоянии между властью и писателями.