19.01.2004 01:00
    Поделиться

    Бизнес игры для детей

    С выбором рода деятельности у юных бизнесменов и бизнесвумен проблем быть не должно. Хотя бы потому, что в Татарстане уже традиционными стали ежегодные конкурсы школьных бизнес-проектов. Например, в эти январские дни в компьютерном лагере «Байтик» Высокогорского района республики проходят специальную подготовку участники региональной программы «Школьные компании», которую проводит казанский центр «Достижения молодых». Участвующих в программе ребят, а точнее уже созданные и действующие подростковые компании готовят к республиканскому конкурсу, который состоится в марте. Победившая на этом этапе команда будет представлять Волжско-Камский регион во всероссийском конкурсе, ежегодно проходящем в конце весны в Москве. А победителя финального слета юных предпринимателей России ждет поездка в одну из европейских столиц.

    Что же представляют собой эти подростковые бизнес-программы? Практически это деловая игра с привлечением реальных денег. Ребята организуют в стенах родной школы акционерное общество открытого или закрытого типа, естественно, предварительно выбрав род деятельности – это может быть все, что угодно, скажем, изготовление и сбыт «валентинок». Выпускают акции, от продажи которых собирают начальный капитал. Надо отметить, что акционеры (сиречь однокашники) не остаются обиженными, так как получают свои законные проценты с доходов компании. Конечно, оборотный капитал такого АО не настолько велик, чтобы представлять интерес для налоговой полиции, но ведение деловой и отчетной документации, а также составление бизнес-плана, разработка маркетинговой стратегии и прочие необходимые для ведения бизнеса тонкости вполне соответствуют профессиональным требованиям.

    Есть у игры и жесткие условия. Например, такое сообщество не может функционировать больше одного года. Учитывается тот факт, что многими участниками команды становятся зачастую старшеклассники, готовые покинуть родные пенаты. Возраст компаньонов-конкурсантов тоже ограничивается условиями игры. Если в республиканских выступлениях могут принимать участие ребята от 14 до 18 лет, то в Москве нижняя возрастная планка поднимается до 15 лет.

    Международная некоммерческая организация «Junior Achievement» («Достижения молодых») уже давно занимается экономическими программами для детей и молодежи. Суть ее работы в обучении подростков основам рыночной экономики и предпринимательства.

    В России организация «JA» появилась с легкой руки академика Евгения Велихова. В Татарстане пока работает только одна из ее многочисленных экономических программ, а именно – «Школьные компании». Но несмотря на то что в республике это направление школьного образования организовано относительно недавно, результаты впечатляют. Не без гордости ведущий специалист Министерства по делам молодежи и спорту РТ Адель Тумакаев отметил, что казанские ученики уже дважды имели возможность представить свои бизнес-проекты на европейской арене.

    На сегодняшний день в Казани около пятнадцати средних общеобразовательных заведений участвуют в проекте «Школьные программы». И среди прочих, по словам Тумакаева, особенно успешно зарекомендовали себя гимназии
    №9 и №7. Кстати, именно вторая два года подряд порождала успешные бизнес-проекты, которые впоследствии участвовали в европейских конкурсах.

    Ляля Бикчентаева уже ветеран конкурсов школьного бизнеса. Проработав в программе всего четыре года, она несколько раз была дипломанткой республиканского и всероссийского соревнований юных предпринимателей. Дважды участвовала в европейских слетах, где каждая из команд в составе которых она выезжала, показывала очень хорошие результаты. Так, в 2002 году во Франции компания «Smile» седьмой казанской гимназии, где еще два года назад училась наша героиня, заняла четвертое место. А прошлым летом бизнес-компания «Интеллект» той же гимназии завоевала пятое место, симпатии жюри и вернулась на родину с тремя дипломами.

    Особенно приятен, считает Ляля, тот факт, что именно казанская команда представляла Россию на слетах «Junior Achievement», где каждый год выставляются более 20 европейских молодежных компаний.

    В этом году в казанской гимназии №7 работает компания «Этюд», которая занимается рекламными технологиями. А Ляля теперь уже выступает только в качестве тренера команды. Студентке экономического факультета Казанского государственного университета сегодня не до школьных игр. Впрочем, в следующем году запускается программа студенческих компаний, и именно на нее Ляля возлагает большие надежды. Конечно, тренировать юных бизнесменов интересно и авторитетно, но пора искать и что-то качественно новое.

    В Европе ситуация с молодежными компаниями обстоит несколько иначе. По словам Ляли, зарубежные коллеги имеют более ощутимые доходы, да и бизнес в основном работает не по-детски.

    – У них уже давно подростки с 14 лет имеют право открывать в банках счета, у нас такая возможность появилась только в этом году. И теперь уже, наверное, школьные компании приобретут какой-то юридический статус, потому что до сих пор мы были ну прямо как воры в законе. Мы существовали лишь по приказу директора школы, где было сказано, что данная компания не преследует коммерческие цели, а работает как учебная программа.

    Итак, школьные АО становятся более самостоятельными. Однако теперь заметнее будет и главная проблема этого учебного направления – нехватка преподавателей по экономике и собственно преподавателей-методистов, работающих по программе «Школьные компании». И, по мнению многоих специалистов-педагогов, ее предстоит решать в ближайшее время. Ведь уже сегодня в Татарстане зарегистрировано около трехсот школьных бизнес-проектов.

    Поделиться