По сути, это была авантюра. Создав уникальную коллекцию пасхальных яиц, Михаил Смаглюк приобрел славу кубанского Фаберже. Перед ним, возродившим забытую технику работы по металлу гильоше и прозрачных эмалей, снимают шляпы французские ювелиры. Он стал автором трех кубанских реликвий: булавы атамана Кубанского казачьего войска, ковчежца со святыми мощами преподобных Николая Тьмутараканского, Ильи Муромца и Нестора Летописца и реликвария с освященной кубанской землей, вручаемого при инаугурации губернатору края.
Правда, в юности Михаил Смаглюк мастерил электрогитары. В конце 60-х годов первые краснодарские ВИА играли на инструментах, сделанных 19-летним парнем. Попробовать себя еще раз в качестве музыкального мастера Михаил Иванович рискнул спустя четверть века.
Скрипка Смаглюка появилась на свет, как человек, через девять месяцев. Именно столько времени ушло на ее изготовление. Прежде, чем приступить к воплощению замысла, Смаглюк в прямом смысле под лупой изучил чертежи и изображения инструментов, созданных великими итальянскими мастерами. За образец была взята скрипка Страдивари. Ее фотография теперь висит на видном месте в мастерской реставратора.
Кубанская скрипка внешне очень похожа на свой итальянский образец: те же изгибы, те же завитки на грифе. Но она другая. Чтобы инструмент был не только красивым, но и звучал, при его изготовлении были использованы пять пород ценных и редких деревьев. Корпус выполнен из волнистого клена. Выбирать материал Михаил Иванович ездил на Черноморское побережье. Даже смычок, который обычно делают другие мастера, Смаглюк изготовил сам – из фернанбука, привезенного из Южной Америки, и конского волоса. На смычке поставил свое клеймо и инкрустировал маленьким бриллиантом – все-таки ювелир делал.
Но главный секрет скрипичных мастеров – состав лака, которым покрывается поверхность инструмента. На его разработку ушло несколько месяцев.
Первым, в чьих руках запела скрипка Смаглюка, стал его друг – реставратор музыкальных инструментов. Зазвучала она и на открытии персональной выставки в музее. Ожидание оценки профессионалов оказалось для мастера самым трудным испытанием. «Я ведь не музыкант, – оправдывался Михаил Иванович. – Поэтому определить звучание инструмента не могу».
Специалисты оказались единодушны: на Кубани появился скрипичных дел мастер. Но чтобы инструмент зазвучал в полную мощь, на нем должны часто играть. Мастер же пока не готов расстаться со своим детищем. Поэтому судьба первой скрипки туманна.
Инструмент уже выставляли на краевом конкурсе мастеров изобразительного и прикладного искусства «Биеннале-2003» вместе с еще одной новой работой Михаила Смаглюка – терновым венцом, выполненным из серебра и эмали.
Пока специалисты спорят, станет ли кубанская скрипка музыкальным явлением, ее создатель решил пойти еще на один эксперимент. Однажды на берегу моря ему пришла идея создать ювелирные украшения, выполненные не в привычной, классической, манере, а с использованием неправильных форм. Новые работы ювелира впервые были показаны на открывшейся выставке. «Сплошной сюр», – делились впечатлениями посетители, изучая заключенного в клетку и похожего на булгаковского Бегемота кота, которого мастер использовал в кольце-кулоне. То, что далеко не все приняли эксперимент, мастера беспокоит меньше всего, потому что он «нащупал» еще одно направление в ювелирном искусстве – сюрреализм.