20.01.2004 01:00
    Поделиться

    Президент МТПП Говоров

    Но социальная ответственность бизнеса не исчерпывается только законопослушностью, считает президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров.

    Знакомство с материалами заседания показывает, что речь шла в основном о социальной ответственности бизнеса. Проблема глубокая, касающаяся ключевых вопросов развития российской экономической и социальной жизни не только на современном этапе, но и на перспективу. Не случайно же на заседание приехал Президент РФ и не только выслушал то, что говорилось в ходе обмена мнениями, но и высказал целый ряд своих мыслей на этот счет. Естественно, такие глубокие проблемы не решаются одномоментно. Они требуют и глубокого осмысления, и концептуальной проработки, и организационно-плановых скоординированных действий как от государства, так и от бизнес-сообщества в самом широком контексте.

    - Леонид Владимирович, вы были одним из участников этого диалога. Как бы вы оценили результаты этого обмена мнениями сейчас, по прошествии почти месяца с того времени?

    - Я склонен считать, что Президент России не случайно пришел на заседание и практически напрямую обратился к нам с предложением активизировать решение задач социальной ответственности бизнеса перед государством и обществом. Выработка оптимальной работающей формулы взаимоотношения власти и бизнеса на современном историческом этапе, судя по всему, всерьез заботит главу государства, и он пытается вычленить эту формулу в диалоге с бизнесом в широком понимании этого слова не только с представителями крупного, но и среднего и малого предпринимательства.

    А торгово-промышленные палаты страны, которых насчитывается на сегодняшний день около 160, представляют в своей деятельности самые широкие предпринимательские слои, стремясь объединить их все в рамках одной системы, основная задача которой как раз и заключается в организации помощи малому и среднему бизнесу.

    - А что, разве раньше не существовало диалога между государством и торгово-промышленными палатами по этому вопросу?

    - Попытки такие были, но больше с нашей стороны. Если говорить откровенно, государству было не до нас, и практически приходилось стучаться с инициативами в глухую стену. Хотя было очевидным, что без сотрудничества с государством проблему резкого усиления роли малого и среднего бизнеса в наполняемости местных бюджетов, да и федерального, и увеличения трудовой занятости населения в России решить, наверное, невозможно. Но упомянутая выше "глухота" объяснима: переходный период от административной экономики к рыночной в нашей стране несколько затянулся. И только сейчас экономика выходит из кризисного состояния и обе стороны - и государство, и предпринимательство - созрели для серьезного диалога.

    - Созрели в каком смысле? Бизнес осознал, что надо подчиняться существующим законам? Платить налоги? И если уклонения от налогов не будет, то государство тут же замирится с бизнесом?

    - Сначала давайте уточним нашу позицию. На мой взгляд, государство с бизнесом в состоянии войны все эти годы и не находилось, поэтому говорить о каком-то состоянии замирения просто неправомерно. Было другое: государство, занятое своими проблемами, одно время просто не слышало малый и средний бизнес, предпочитая вести диалог с отдельными представителями крупного бизнеса. Сейчас ситуация изменилась. Государство, как мне кажется, учится понимать, что без резкой активизации широких слоев предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, добиться значительных сдвигов в социальной сфере затруднительно.

    - Какие сдвиги вы имеете в виду?

    - Эта проблема у всех, в том числе и у власти, на виду: повышение трудовой занятости, возрастание доходов широких слоев населения в плане борьбы с бедностью, как это обозначил Владимир Путин, выступая на заседании правления ТПП РФ, и многое другое. Вот это понимание и вынуждает ставить задачу по резкому увеличению роли бизнеса в решении социальных проблем общества, а значит, речь идет о социальной ответственности государства перед бизнесом и бизнеса перед государством и обществом.

    Как понимать эту ответственность? Только как законопослушность бизнеса? Такая точка зрения имеет место быть. Но в таком виде этот тезис, на мой взгляд, сильно зауживает задачу. Законопослушность предпринимателей любого ранга и масштаба - гражданский долг каждого. Невыполнение предписаний закона - это элементарное преступление, и тут уже речь идет не о морали и не об общественном договоре между бизнесом и государством, бизнесом и обществом. Социально ответственная позиция бизнеса - это нечто большее, чем просто выполнение законов.

    - Что вы имеете в виду? Если можно, подробнее.

    - Давайте начнем немножко с нашей недавней истории. Как мне представляется, мы не случайно заговорили о социальной ответственности российского бизнеса перед обществом только сейчас. Появилась экономическая основа для этого. Могли ли мы поставить этот вопрос тогда, когда мы находились в кризисе, когда в стране, в обществе существовал определенный правовой и экономический хаос? Говорить в тот период о социальной ответственности бизнеса было, наверное, не ко времени. Хотя, может быть, даже и ко времени, но вся обстановка не позволяла это делать.

    Что отличало тогда ситуацию? Да то, что мы пытались построить рыночную экономику в условиях почти полного отсутствия законов, а при этом параллельно еще и строили демократическое государство. О какой законопослушности бизнеса могла в то время идти речь? Естественно, что в результате больше развивалась не социальная ответственность бизнеса перед обществом, а коррупция, неразбериха, бандитизм. А вот сегодня, когда ситуация поправилась, мы получили возможность по делу говорить, не только о законопослушности бизнеса, но гораздо шире - об общественном договоре с государством.

    - Что должно входить в содержание этого общественного договора, на ваш взгляд?

    - На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса перед обществом и государством - это еще и определенное самоограничение в стратегическом поведении субъекта. Приведу два примера. Первый - это поведение нынешних средств массовой информации...

    - Не за этот пассаж вас критиковал Владимир Путин на заседании правления ТПП РФ?

    - Почему же критиковал? По-моему, наоборот, Президент России поддержал меня. Я говорил о том, что средства массовой информации сегодня несколько изменили свое поведение. Не скажу, что они это сделали добровольно, скорее под давлением общества и государства, но сегодня они стремятся работать в соответствии с предписаниями законов. Почему? Да потому, что только в этом случае они могут оградить себя от справедливых упреков со стороны общества. Но сегодня только этого уже мало. Вопрос глубже: всегда ли пресса и ТВ социально ответственны в своей деятельности? Возьму на себя смелость сказать - не всегда. Потому что социальная ответственность предполагает определенную пропаганду государственных, культурных ценностей, пропаганду патриотизма, положительных примеров из сферы бизнеса. Пока в СМИ этих сюжетов очень мало.

    Почему я столь подробно остановился на роли средств массовой информации? Да потому, что они оказывают исключительно важное влияние на формирование отношения населения к бизнесу, создают психологический климат в обществе по отношению и к бизнесу, да и к самому государству, и власти в более широком плане. Трудно представить себе, что мы сможем построить социально ориентированное общество, если СМИ не включатся в этот процесс со всей силой своего влияния. Поэтому исключительно важно, чтобы пресса показывала примеры социально ориентированного бизнеса.

    Есть ли в жизни примеры социально ориентированного бизнеса? Есть. Но есть и другие.

    Возьмите случаи так называемого недружественного поглощения.

    Бизнес-группы, которые стремятся к эффективному приложению своих средств в расчете на получение максимальной прибыли, иногда при этом не берут в расчет социальные аспекты, лишают людей рабочих мест, разрушают производство - это социально безответственный бизнес. На мой взгляд, в таких случаях должны действовать определенные сдерживающие факторы, которые препятствовали бы недобросовестному, социально безответственному бизнесу.

    Может ли отдельно взятый бизнесмен, предприниматель выработать для себя и руководствоваться этими сдерживающими факторами? Убежден, что нет. Это может сделать только бизнес-сообщество в целом в деловом сотрудничестве с обществом, государством. И здесь я вновь упомянул бы роль прессы и телевидения. Выработать писаные и неписаные правила ответственного поведения бизнеса, кодекс предпринимательского поведения, соответствующей шкалы ценностей, которые бы ограничивали деятельность недобросовестного, социально безответственного бизнеса - это задача совместной деятельности бизнес-сообщества, государства, общественного мнения и средств массовой информации. Мне кажется, мы сейчас вплотную подошли к необходимости формирования такого рода кодекса и правил корпоративного поведения бизнес-групп, включающих в себя и малые, и средние, и крупные предприятия, и отдельных бизнесменов.

    - Вам не кажется, что этот тезис немножко смахивает на благое пожелание?

    - Совсем нет. У нас в Московской торгово-промышленной палате такая работа давно уже ведется. Предприниматели объединяются в профессиональные отраслевые группы, гильдии, их у нас в Палате уже более 20. В них-то и вырабатываются правила определенной формы бизнес-поведения, которые мы называем кодексом поведения.

    Хотел бы особо подчеркнуть, что этими выработанными правилами и нормами поведения гильдии руководствуются и в общении с государственными органами, и в отношениях с бизнесменами. Практически мы в МТПП ведем дело к тому, чтобы с помощью надзорной функции гильдий существенно ограничить (а хотелось бы не существенно, а резко), например, необоснованные конкурентные преимущества, получаемые отдельными бизнесменами со стороны государственных органов. Недавно именно в этом ракурсе проблему эту поднял Президент РФ, когда провел заседание Комиссии по борьбе с коррупцией и сказал, что необходимо выработать действенные формы борьбы в обществе с "преференциями так называемым приближенным предпринимателям".

    Фактически именно эту технологию мы начали отрабатывать в МТПП через деятельность созданных нами профессиональных гильдий. Самое интересное, что этот наш опыт начинает находить применение в ряде других регионов России.

    Скажу больше, рассматривается вопрос о создании кодекса корпоративного поведения в целом в системе торгово-промышленных палат. И не собираемся на этом останавливаться. Ставим вопрос о корпоративном обучении, подготовке предпринимателей, в том числе и о воспитании правильного корпоративного поведения.

    - В теоретическом плане ставите такие вопросы?

    - Да нет, образовательный процесс ставим на практические рельсы. В этом году будем регистрировать специальное образовательное учреждение - Международный институт развития бизнеса при Московской торгово-промышленной палате. Учредителями его, кроме МТПП, выступают Торгово-промышленная палата Парижа, которая насчитывает уже 200 лет существования, ТПП ФРГ, другие организации.

    Хотел бы сказать еще об одном аспекте социальной ответственности бизнеса перед обществом.

    Мы считаем, что надо воспитывать в людях социальное самосознание. А оно формируется через и с помощью, воспитания в людях социальной активности. Стимулировать эту сферу должны совместно государство и бизнес-сообщество. Возможно это? Да это уже происходит. Целые области социальной активности населения стали возникать за эти 12 лет. Они требуют к себе внимания со стороны государства. Приведу наиболее яркий пример, который у всех на виду.

    Абсолютно новый для нас вид бизнеса, которого в России никогда не было, - негосударственные структуры безопасности: частные охранные предприятия, агентства и так далее...

    - Да, это целая армия. По оценке академика Олега Богомолова, за последние 12 лет число частных охранников в России достигло 400 тысяч человек...

    - Вот видите. Конечно, в семье не без урода, и всегда может найтись паршивая овца, которая бросит тень на все стадо, но в целом в этой сфере деятельности собралось очень много высококвалифицированных специалистов. В МТПП создана Гильдия негосударственных структур безопасности, которая неоднократно обращалась к власти с предложениями по охране общественного порядка. Причем не только предложения делали, но заявляли, что мы сами хотим участвовать в охране общественного порядка. Привлеките нас, говорили мы, это и средства государственные сэкономит, и качество безопасности на улицах Москвы повысит, потому что работники охранной сферы, контролируемые Палатой, - это представители общественности. Сегодня, когда мы обоснованно опасаемся проявлений терроризма, почему не воспользоваться этой армией? И ведь бесплатно предлагаем, за свой счет. Ну, не всех, конечно, а специально отобранных с помощью опять же государственных органов. Это что, не социальная активность? Это не полезно обществу для решения вопросов безопасности на наших улицах? Но ответа от государства пока нет. А жаль...

    Или взять административную реформу, над которой сейчас идет работа в Правительстве. Речь идет о существенном сокращении функций Правительства по регулированию предпринимательской деятельности. Но посмотрите, эта работа проходит в условиях практически абсолютного игнорирования торгово-промышленных палат, представляющих интересы предпринимательства. Вопросы регистрации, лицензирования, определения того, кто идет в бизнес, кто там работает, заслуживает ли он доверия и так далее - это вообще-то дело торгово-промышленных палат. Здесь мы стоим, что называется, на земле и знаем все это дело не понаслышке. Предприниматели хорошо представляют, кто есть кто в бизнес-сообществе. За рубежом этой сферой деятельности с успехом занимаются торгово-промышленные палаты. Можем эту работу в России делать и мы.

    Можно приводить и другие примеры, их немало. Например, вопрос о регламентировании выставочной деятельности, другие. Дело не в перечислении. А в том, что одной из важнейших задач административной реформы мы считаем формирование доверия между бизнесом и государством, властью. Пришло время начинать конкретный диалог бизнеса и государства. Нужна общественная платформа для такого диалога? Она существует - это система ТПП.

    У нас есть примеры конкретных шагов в этом направлении. У МТПП практически согласован Регламент взаимодействия наших отраслевых профессиональных объединений (гильдий) с соответствующими комитетами и департаментами правительства Москвы. Это, безусловно, основа для серьезного диалога между бизнесом и властью по целому ряду социально-экономических и других вопросов. И она расценивается нами как факт доверия предпринимательству со стороны власти. Это важно не только для нас, но и для чиновников правительства Москвы, потому что в какой-то степени этот документ регламентирует и их деятельность во взаимоотношении с бизнесом. Подобную работу ведем с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе.

    Торгово-промышленные палаты сегодня готовы на деле практически помочь государству, власти в осуществлении социальной реформы в обществе. Государство, власть в стремлении провести в стране и обществе структурные реформы уже имеют возможность опереться на систему торгово-промышленных палат, существующую в мировом бизнес-пространстве более 400 лет, и через них выйти на диалог с обществом в целом. Наверное, только так и можно построить в наших очень непростых условиях действительно социально ориентированное общество, социально ориентированное государство.

    Поделиться