Внутренний дворик некоего здания, превращенный в небольшой бассейн, наполненный темно-красной, цвета крови, жидкостью. В бассейне плавает игрушечный кораблик, парусом которому служит выполненный на картоне портрет миловидной женщины.
Бассейн ярко освещен стоящими по его периметру светильниками на высоких ножках.
Через несколько секунд в кадре появляется цивильно одетый мужчина, который, обходя бассейн, деловито гасит один светильник за другим. Последний из них он, предварительно тоже погасив, резким движением руки бросает в бассейн.
Что это? Кадр из авангардистского фильма? Нет, как выясняется, это репортаж с места события.
Человек в штатском - посол Израиля в Швеции Зви Мазель.
Бассейн с корабликом и портретом - экспонат на выставке, только что открытой в Историческом музее Стокгольма. Выставка посвящена открывающемуся на следующей неделе в Стокгольме международному форуму "Против геноцида".
На портрете - палестинка Ханади Джарадат, та, что 4 октября прошлого года взорвала себя в густонаселенном районе города Хайфы, у ресторана "Максим", унеся вместе с собой в могилу жизни 19 израильтян.
Израильский посол увидел в этом экспонате, который он, по выражению шведских СМИ, вандализировал, прославление террористки-смертницы.
Позднее телезрителям было показано что-то вроде рукопашной с участием посла, создателя, вызвавшего инцидент произведения, - художника Друра Фейлера, директора музея и других находившихся поблизости лиц.
После того как возбужденный посол повторил свое обвинение и потребовал исключения экспоната из экспозиции, а не менее возбужденный художник категорически заявил, что у него и в мыслях не было того, в чем его обвиняют, - просто он хотел показать бессмысленность и безумие происходящего на Ближнем Востоке и тем самым призвать стороны к историческому примирению, - Зви Мазель, по выражению СМИ, был удален из музея.
Началась дипломатическая война между Стокгольмом и Тель-Авивом. Со стороны Израиля быстро подключился премьер-министр Ариель Шарон, который назвал послуживший яблоком раздора экспонат проявлением растущего в Европе антисемитизма и, как показали каналы шведского телевидения, заявил, что он вместе со всем правительством поддерживает действия и требования своего посла. В случае невыполнения требования Израиль откажется от участия в Форуме.
С шведской стороны телеинтервью вечером в воскресенье дала министр иностранных дел Лайла Фрейвальдс. Суть ее явно предварительных комментариев сводилась к тому, что действия израильского посла, чем бы они не были мотивированы, неприемлемы в дипломатическом обиходе.Однако случившееся не должно омрачить дружественные отношения между Швецией и Израилем. Она напомнила о тех конструктивных усилиях, которые шведское правительство всегда предпринимало и предпринимает в деле урегулирования хронического ближневосточного конфликта.
Израильский посол в Стокгольме был на понедельник вызван в шведский МИД, шведскому послу в Израиле еще ранее было сделано представление израильским внешнеполитическим ведомством.
Дискуссия тем временем выплеснулась за рамки дипломатических заявлений. Более того: утром в понедельник средства массовой информации сообщили, что в адрес художника, его жены-соавтора, а также одного из отвечающих за выставку поступила масса угрожающих писем и звонков, а на последнего совершено нападение прямо на ступеньках главного подъезда музея.
Пожалуй, самым разумным во всей этой баталии стало заявление шведского посла в Израиле Роберта Рюдберга стокгольмскому радио. Он в примирительном тоне заметил, что ставшее яблоком раздора произведение, возможно, и не свидетельствует о высоком художественном вкусе его создателей, но и подозревать их в попытке прославить терроризм правомерно. Имеет, к сожалению, место взаимное непонимание.
- О каком прославлении может идти речь, - повторял и сам Фейлер, - если я изобразил смертницу плавающей в крови ее жертв.
Ближайшее время покажет, чем разрешится эта баталия, которая на какое-то время оттеснила в эфире и на страницах прессы даже суд над убийцей Анны Линд.
Каков бы, однако, ни был дипломатический итог, случившееся еще раз показало, что кровоточить могут не только физические, но и душевные раны тех, кто вольно или невольно является участником трагедии, которая какой уже десяток лет разворачивается на тесных просторах того уголка древнейших цивилизаций, которое человечество нейтрально называет Ближним Востоком. И искусство не может не касаться этих ран, как бы болезненно ни было прикосновение к ним.