- Постановление о РСЧС конкретизирует порядок применения норм Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также иных действующих нормативных правовых актов РФ. В положении учтен накопленный с 1995 года опыт совместной работы в проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера и ликвидации их последствий, создания современных технологий и средств проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также решения других задач.
- Что собой представляет единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сейчас?
- РСЧС - это достаточно эффективно функционирующая система, она решает важную государственную задачу по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В то же время с 1995 года постоянно совершенствовались формы и методы функционирования ее подсистем и звеньев, нормативная правовая база, использовались новые формы и методы предупреждения ЧС, развивалась система мониторинга и прогнозирования, применялись новые информационные технологии. Сформирована единая дежурно-диспетчерская служба на базе общего телефонного номера спасения "01". Вот в связи с прошедшими изменениями и возникла необходимость переработки и уточнения действующего Положения о РСЧС.
- Какие принципиально новые положения есть в постановлении?
- Сразу хочу заметить, что оно отличается от предыдущего постановления Правительства РФ от 5 ноября 1995 года. Данное Положение разработано Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и согласовано с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При разработке этого документа учитывались следующие факторы:
Первое. Необходимость совершенствования деятельности РСЧС с учетом роста опасностей и угроз различного характера, в том числе террористических актов, а также особенностей развития российской экономики.
Второе. Дальнейшее развитие РСЧС должно осуществляться в сторону усиления блока предупредительных мероприятий.
Третье. Учет и закрепление новых организационных форм и структур, а также новых подходов в функционировании РСЧС, достигнутых за последние годы.
Кроме того, изменилась структура государственного управления. Введен институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, изменились структуры, функции федеральных органов исполнительной власти, а также перераспределены полномочия между ними. Полномочные представители Президента РФ в округах отвечают за координацию работы органов исполнительной власти и взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты от ЧС. С целью координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов России была создана Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Органами повседневного управления РСЧС являются центры управления в кризисных ситуациях МЧС России и дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Такие центры продолжают создаваться там, где их еще нет. Новое положение позволит повысить эффективность функционирования РСЧС при решении вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.