Развивая успех, в этом году россияне развернули операцию под кодовым названием "расширяйся, да знай меру". Повод - с 1 мая к Евросоюзу присоединяются 10 стран Восточной Европы, из-за чего российский АПК будет терять от 300 до 400 миллионов долларов в год. "Ответ Керзону": во-первых, Россия пригрозила ограничить ввоз европейского сыра, а может, и молока. Во-вторых, именно с 1 мая Россия намерена принудить ЕС ввести единый ветеринарный сертификат, а если ЕС не согласится - парализовать торговлю мясом вообще. Конструктивный сценарий: садиться с нами за стол переговоров и вести себя в духе недавнего форума "Россия - ЕС", на котором президенты договорились строить единое экономическое пространство Европы и России.
Тезис России, будто расширение ЕС несет нашей стране только зло, европейцы встретили с изумлением (может быть, напускным). Они пытались доказать, что тут сплошное благо, но выглядели неубедительно. Наша логика куда жестче. Во-первых, вступив в ЕС, 10 стран должны будут рывком ужесточить торговый режим. Если сейчас мы торгуем с "десяткой" продовольствием на 300 миллионов долларов в год, то после 1 мая нам удастся продать туда лишь на 50-60 миллионов долларов. Взять зерно (его поставки в ЕС и "десятку" в среднем за последние два года составили 2,2 миллиона тонн). Год назад ЕС ввел ограничение (квоту) на ввоз зерна. Теперь ЕС станет больше на 10 стран, но квота не изменится.
Во-вторых, в агропром "новых европейцев" тут же закачают колоссальные суммы. До 2006 года только на модернизацию АПК им обещали 7,6 миллиарда евро, а общий уровень поддержки фермеров, по словам вице-премьера - министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, удвоится. Поскольку торговый режим с "новыми" странами еще не отрегулирован, это значит, что к нам снова хлынет "неоправданно дешевое" продовольствие. В сумме эксперты и насчитали 300-400 миллионов долларов годовых потерь. На фоне убытков других отраслей, может, и немного: Гордеев напомнил, что против российских товаров вообще действует 90 барьеров, на которых застревает 2,5 миллиарда долларов ежегодно. Но для АПК с его нестабильной прибылью - это деньги. В самый успешный 2001 год прибыль АПК составила менее 1 миллиарда долларов, а в другие годы вся прибыль приближается к цифре возможных потерь. Получается, что Евросоюз в своей экспансии просто-напросто лишает российского крестьянина последнего куска. Звучит впечатляюще - по крайней мере, на вид.
Расширение ЕС эксплуатируется Россией не в первый раз. Еще в декабре наши эксперты "вдруг" обнаружили, что после присоединения к ЕС Литвы Россия де-факто потеряет Калининград: возить товары туда и оттуда будет так накладно, что анклав автоматически станет маргинальной частью Европы, но не России. После грамотного вброса "обеспокоенности" тут же стартовали многосторонние переговоры, и катастрофизму дали отбой: будучи на прошлой неделе в гостях у "РГ", вице-премьер Виктор Христенко призвал краски не сгущать. В АПК отыгрывается такой же сценарий, но, похоже, успешнее: эксперты Гордеева не ограничились стонами, а показали Европе два приема дзюдо, так что еэсовцы схватились за головы.
Первое "секретное оружие": единый ветеринарный сертификат. Когда ЕС воюет с нашим зерном, он "ругается" с Россией как целое. Когда Россия ставит вопрос об ограничении ввоза европейского мяса, ЕС заявляет: торгуйтесь с каждой страной по отдельности. В итоге Минсельхоз заявил: или с 1 мая (обратите внимание на дату) обе стороны примут единый ветсертификат, или... В кулуарах говорят, что Россия может вообще заморозить ввоз европейского мяса, и будет сто раз права.
Второе оружие - ограничение ввоза европейского сыра, тоже удар под дых семейных фирм Европы. Видно было, что российская делегация колеблется насколько жестко озвучивать свою коронную угрозу. Если в начале переговоров все ограничивалось общими рассуждениями, как чуждое молоко деформирует наш рынок, то в итоге сам Гордеев назвал ввоз сыра "агрессивным протекционизмом" и заявил, что комиссия по защитным мерам вот-вот займется им вплотную. Знающие люди говорят, что Россия обложит высокими пошлинами дешевые сыры, не тронув дорогие сорта. Как это отразится на ценах внутри России, в Минсельхозе комментировать пока не хотят, но то, что в Европе разорится не один сыровар - точно.
Как реагирует Европа? Лучшее, до чего там додумались - тонкий намек, брошенный на переговорах в Берлине: присоединяйтесь к ВТО, а там поглядим. Серые стены Берлинского конгресс-центра едва не покраснели от многочисленных заверений, что и ЕС, и США только поддерживают наше стремление в ВТО, более того, мы наверняка вступим туда или в конце этого года, или в следующем. Однако - вот оно, лукавство - член Еврокомиссии Франк Фишлер, например, заявил: "России еще предстоит проделать большую работу по адаптации внутренних правовых актов к требованиям ВТО". Хотя должен прекрасно знать, что Россия уже "вылизала" свое законодательство, и к нему нет претензий даже у женевских придир. Самое же коварное, что присоединение к ВТО зависит вовсе не от аграриев, а от разрешения проблемы "слишком дешевого" газа и электричества. То аграриев мягко сделали заложниками переговоров по газу и электроэнергии.
Это, может, и сработало бы, но ситуация в самом европейском АПК из рук вон плохая. Да, в будущие три года ЕС направит на поддержку фермеров "космическую", по словам Гордеева, цифру в 4,7 миллиарда евро. Но, во-первых, бюджет уже трещит по швам, отсюда - разговоры об отказе от прямого субсидирования. Во-вторых, фермеры все равно недовольны. В день открытия "зеленой недели" в центре Берлина прошел фермерский митинг, куда и поспешил ваш корреспондент. Полиция перекрыла центральную улицу города, фермеры кричали в мегафоны грубые немецкие слова, их поддерживала какая-то рок-группа, маргинальная молодежь и сельхозтехника. Расцеловавшись с типичным тружеником полей, ваш корреспондент выяснил, что все недовольство сводится к известной формуле "жемчуг мелок". Но попытайся объяснить такому, что правительство больше не будет компенсировать тебе половину производства того же сыра!
С другой стороны наступают зеленые, которые обклеили весь Берлин листовками типа "Бифштекс - это смерть животных" или "А ты бы смог съесть свою мать?" Разговор с прохожими, сочувственно читавшими дацзыбао, убедил вашего корреспондента, что сторонников у зеленых много, а значит - кризис перепроизводства в ЕС только усугубится.
О кризисе АПК Европы куда как красноречиво говорит и такой факт. Как стало известно корреспонденту "РГ" из компетентных источников, на днях европейцы провели тайное совещание - а не отказаться ли вообще от производства зерна, предоставив это дело России? А ведь еще год назад, на прошлой "зеленой неделе", россияне предупреждали, что ваши безмятежные сельские усадьбы - на глиняных фундаментах, господа!
Похоже, российские чиновники вне зависимости от ведомственной принадлежности образовали единый кулак, который должен пробить наше членство в ВТО и положить конец бесконечным боданиям с Евросоюзом. Перед самым отлетом Гордеева в Берлин премьер Михаил Касьянов заявил, что Россия никогда не вернется к политике аграрного субсидирования. После такого заявления разговаривать с нами, как с коварными адептами плановой экономики уж совсем не с руки - в деле либерализации АПК мы "переиродили Ирода". Нам и карты в руки. Вряд ли можно сомневаться, что мы и сыру кислород перекроем, и единый сертификат подпишем, и торговый режим с "новой десяткой" урегулируем. Хотя не без труда - на том конце провода тоже не лыком шиты.