Севера урежут?

Сегодня "северные льготы" получают жители 45 регионов. И только 28 из них действительно соответствуют статусу Крайнего Севера. Остальные - лишь приравненные к нему территории, среди которых есть даже высокогорные районы страны. Правда, группа Циканова не решает судьбу самих северных льгот, а лишь готовит специалистам Минтруда "информацию для размышления".

Частью этой большой программы и стала разработка карты влияния природно-климатических условий на жизнедеятельность населения. Корреспонденту "РГ" удалось познакомиться с этим документом. Страну предлагается поделить на шесть зон "природной дискомфортности": от очень неблагоприятной зоны до зоны так называемого "климатического оптимума". Как удалось выяснить, параллельно готовятся еще две карты - они отразят медико-биологические и социально-экономические особенности жизни в разных уголках страны. Каждая зона на каждой из трех карт будет снабжена своим коэффициентом. Эти три карты, при наложении их друг на друга, и должны, по идее, дать окончательный вариант районирования территорий России по условиям жизнедеятельности населения. А сочетание всех коэффициентов поможет арифметически "вычислить", насколько легко или тяжело живется в каждом конкретном регионе. Вот тогда мы и узнаем, сколько "севера" останется в России. Впрочем, официальное обоснование перекройки "северов" в Минэкономразвития пообещали огласить в ближайшее время.

Комментарии

Валентина ПИВНЕНКО,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА:

- В июле прошлого года в Якутске на Совете по Арктике и Крайнему Северу уже была представлена предварительная карта районирования Севера. На ней проведена условная граница, которая начинается с Кольского полуострова и тянется на Восток. С этим вариантом районирования я категорически не согласна. По сути из "северных территорий" могут выпасть, например, части Мурманской и Архангельской областей, полностью - Республика Карелия. На мой взгляд, прежде чем рисовать границы северных районов, необходимо разработать методику, определить оценочные показатели. Кстати, эксперт нашего комитета профессор Петрозаводского университета Наталья Доршакова предложила свой вариант, учитывающий эти нюансы. Надеемся, что он тоже будут рассмотрен. Ведь главное в этой работе - не допустить проведения такой границы Севера, которая бы выбросила за черту этих территорий людей, обоснованно нуждающихся в государственных гарантиях и поддержке. Не надо забывать, что сегодня на территории Крайнего Севера проживают 8 процентов населения страны. Это примерно 11,5 миллиона человек.

Как мне известно, рабочая группа под руководством Вячеслава Штырова - президента Якутии - уже готовит доклад для Госсовета "О политике Российского государства на Севере". В нем должны быть определены комплексные и значимые направления развития северных территорий. И меня насторожил тот факт, что в проекте этого документа уже говорится о том, чтобы дать поручение Минфину "верстать" федеральный бюджет на 2005 год с учетом нового районирования.

Юрий СИВКОВ,

ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ОТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕВЕРА И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ:

- Я не совсем понимаю, зачем сегодня надо поднимать эту тему и пытаться создать новую концепцию районирования? Ведь та, которая действует сейчас, разработана не так давно - в 1993 году. И честно говоря, я очень сомневаюсь, что новая будет лучше. На мой взгляд, она разрабатывается с одной целью - кавалерийским наскоком решить фискальную проблему. То есть сократить количество людей, имеющих право получать "северные льготы". Не даром же в одном из недавних выступлений Мухамед Циканов заявил, что сегодня бюджет платит "лишних" 60 миллиардов рублей в год.

По Конституции Россия является социальным государством. Значит, надо искать пути, как улучшить жизнь людей: не жонглировать коэффициентами, а принимать концепцию государственной политики в отношении северных территорий. Сегодня северные предприятия выстраивают свою тарифную политику таким образом, что даже при начислении северных коэффициентов зарплаты выходят не очень большими, что позволяет им сохранять конкурентоспособность на рынке. Но люди-то страдают. Например, при средней зарплате в Архангельской области 6,5 тысячи рублей бюджетники получают в 1,5-2 раза меньше. Затраты северян на коммунальные платежи значительно выше, чем в Средней полосе. Поэтому с принятием новой схемы районирования теряют в первую очередь бюджетники.

На мой взгляд, на федеральном уровне надо увеличить минимальный размер оплаты труда, тогда северные коэффициенты начнут работать и люди станут получать ту зарплату, которая достойна северян. Надо найти способы поддержки и тех предприятий, которые работают на северных территориях. Повышенные издержки производства и затраты на жизнеобеспечение людей в условиях Севера должны учитываться в размерах налоговых ставок, в нормативах распределения федеральных налогов. Например, в США уровень налогов для жителей Аляски и действующих там корпораций значительно ниже, чем в среднем по стране. В Канаде, в Финляндии фирмы, работающие на севере, тоже получают значительные льготы. Там не жалеют средств для освоения северных территорий, потому что умеют считать деньги. Вот и в России речь должна идти о предоставлении людям, живущим на Севере и приравненных к нему территориях, такого уровня зарплаты и комфорта, которые не только бы сглаживали последствия экстремальных условий, но и способствовали развитию экономики регионов.

Справка "РГ"

Какие дополнительные социальные гарантии имеют сегодня северяне?

1.Районные коэффициенты к заработной плате.

2.Процентные надбавки за трудовой стаж.

3.Досрочный выход на пенсию.

4.Ежегодный дополнительный отпуск (от 14 дней и больше).

5. Раз в два года им оплачивают проезд к месту отдыха и обратно.

6.По закону им также положены жилищные субсидии и материальная помощь при переселении в регионы с более благоприятным климатом (после выработки "северного" стажа).