В 2001 году у гражданки М. умер муж. Все свои 74 года она прожила на одном месте в Никифоровском районе. Но границы его несколько раз менялись, и ее село оказывалось то в одном районе, то в другом. После смерти мужа неизбежно возникли вопросы, связанные с наследованием. Вот тут-то в некоторых документах и обнаружились расхождения в написании одной буквы в фамилии ее сына. Но с сыном проблем не возникло - наследник сменил паспорт старого образца на новый, куда и были внесены изменения на основании свидетельства о рождении. Однако с гражданкой М., его родной матерью, все оказалось сложнее. И тогда ее сын обратился туда, где им выдали "проблемные" документы, - в паспортный стол и районный отдел ЗАГС.
Поначалу заведующая райотделом ЗАГС отказалась исправить ошибку на том основании, что свидетельство о браке было выдано хотя и в Тамбовской области, но в другом районе. При обращении в областной ЗАГС оказалось, что подобные документальные изменения вполне в компетенции районного отдела.
Но тут обнаружилась новая закавыка - в свидетельствах о браке и о рождении, а также в паспорте гражданки М. отчество было записано в трех вариантах: Никитовна, Никитьевна и Никитична. Последний вариант соответствует именному словарю, коим и должны руководствоваться работники ЗАГС. Это написание значилось и в паспорте гражданки М.
Однако наученная опытом походов к нотариусу и ожиданий в очередях, пенсионерка решила привести в соответствие все документы, дабы не возникло новых проблем. Напомним, что героиня нашей истории немолода, от места ее проживания до райцентра 25 километров, автобус туда ходит редко. Да и нужного чиновника на рабочем месте не всегда застанешь.
В конце концов она выяснила, что для правильного написания отчества необходимо судебное восстановление актовой записи о рождении, а бумага эта как на грех не сохранилась. Немудрено - за семь с лишним десятилетий архивы горели, тонули, терялись, уничтожались... Тогда законопослушная гражданка М. обратилась в районный суд с заявлением о восстановлении актовой записи на основании сохранившихся у нее документов. Но по неопытности приложила копию свидетельства о рождении, в котором, как известно, содержалась ошибка. Судья добросовестно переписала все... В том числе и ошибку!
Заведующая райотделом ЗАГС пообещала исправить оплошность судейского чиновника, но заявила, что в новое свидетельство о рождении, а также в свидетельство о браке отчество запишет так, как значится в судебном постановлении. Как суд решил, так и будет! Гражданка М. вновь обратилась в суд, где ей внятно объяснили: не могут они, верные слуги закона, записать отчество иначе, чем в сохранившейся копии. Вот если бы злополучной копии вообще не было, тогда другое дело...
Нет, вы только почувствуйте, каков сюжет, какие коллизии, какие силы брошены на решение глобальной административно-филологической проблемы! А если без иронии, то идиотизм ситуации очевиден, и надо очень постараться, чтобы завести ее в тупик.
В конце концов судья, заведующая райотделом ЗАГС и сотрудник паспортного стола предприняли отчаянную попытку решить задачу совместными усилиями - мозговой атакой, так сказать. Но она оказалась не под силу даже коллективному разуму чиновников! Ссылки гражданки М. на именной словарь (она не поленилась сходить в библиотеку!), где черным по белому написано, что отчество от имени Никита не имеет вариантов, и единственно правильное написание его - "Никитична", были отвергнуты как юридически ничтожные. Не произвели впечатления и другие документы: ни старый паспорт, ни военный билет офицера запаса (гражданка М. в годы войны еще и служила в армии!), ни пенсионное удостоверение, ни наградные документы.
Гражданка М. не уверена, что дело, которое тянется с августа прошлого года, закончится в ее пользу. Интересно, спрашивает она, существуют ли расценки для решения подобного рода дел? Если да, то у входа в каждую контору следовало бы вывесить прейскурант - все легче...
Но хорошо бы вспомнить, что чиновники для граждан не начальники, а наемные работники. Так сказать, обслуживающий персонал, существующий за счет тех же граждан. И ответственность за "качественное обслуживание" целиком лежит на них - тут уж действительно по букве закона.