20.01.2004 00:00
    Поделиться

    ДФО. Тюрьма на колесах

    "Столыпин"  внешним  обликом ничем  не  отличается  от  других пассажирских вагонов. Внутри вместо плацкарт - решетчатые клети, как  в  тюрьме.  Четыре трехместные камеры и пять  шестиместных. Полки  железные,  столиков нет, стекла  только  в  проходе,  для караула.   Стены   зашиты   металлическими   листами. Больные туберкулезом и СПИДом, а также женщины сидят по разным  камерам. Остальные "купе" - в распоряжении заключенных строгого и  общего режимов.  Правила общие: сидеть можно только на  нижних  полках, спать  -  головой  к проходу. Курить разрешается  при  движении: слабая вентиляция.

    В туалет преступников конвоирует начальник караула. Для женщин дверь  закрывают, но следят в смотровое окошко, чтобы осужденная не оставила записку, не сломала сантехнику...

    Вагон  цепляют к обычному поезду. Вперед он идет последним,  а обратно  -  первым  от  локомотива.  И  все  же  блатные   знают расписание  всех  курсирующих по Дальнему  Востоку  спецвагонов. Поэтому на станциях уже поджидают, пытаются передать весточки.

    - В случае ЧП караул поднимается в ружье и отражает нападение, - говорит старший лейтенант Сергей Украинец, старший инструктор группы  профподготовки управления конвоирования. - Наш вагон  на крупных  станциях оцепляют, выставляется караул.  Мы  обеспечены сотовой  связью, поэтому при любой чрезвычайной  ситуации  можем сообщить и вызвать подмогу.

    Сегодня  контингент,  который перевозят в  "столыпине",  очень молодой. Есть подростки, которым исполнилось 15-16 лет.  Пожилых людей вообще нет.

    - Можно сказать, что каждый день мы конвоируем одних и тех же. Их  по  амнистии  выпустят из колонии, а через  полгода-год  они возвращаются  вновь.  Совершают самые  разные  преступления:  от краж,   разбоя   до  убийств  и  изнасилований,  -  рассказывает Елизавета   Джан-Тин-Шан,   начальник   кинологической    службы управления конвоирования.

    Несмотря на праздничные дни, послаблений для заключенных  нет. По  этапу  они  отправляются как обычно, с  минимальным  набором походных  вещей:  мыло, зубная паста, щетка,  полотенце.  Выдают суточный паек: полбуханки хлеба, банка рыбных консервов  (обычно навага в масле), ложка сахара, "пятак" масла. А кипяток в поезде не предусмотрен.

    - Не положено, - сказали нам конвоиры.

    Заключенным  по  первому требованию дают  пить  лишь  холодную воду,   без   ограничения,   сколько   хочешь.   Посуда   только пластмассовая. Свой паек осужденные могут есть когда угодно,  их право делить его на части или съесть целиком, а потом всю дорогу голодать.

    Для   караула  в  вагоне  есть  спецкухня.  Праздничное  меню­раскладка:  на  завтрак - молочная каша, чай или кофе,  в  обед: борщ,  картошка, тушенная с мясом, компот. А к ужину в Рождество вообще пир: чай с тортом, конфеты, коржи. Повар готовит вкусно и с душой, конвоирам нравится.

    ...Обмен  осужденных. Так на профессиональном  языке  называется передача заключенных из следственного изолятора в спецавтомобиль "автозак",  затем в спецвагон и сопровождение к месту  отбывания наказания.  Для службы конвоя - очередная командировка  на  семь суток.

    Автоматчики  в  бронежилетах. Лай собак.  Оцепление.  Остается только коридор: от двери из СИЗО, к будке "автозака".

    -  Быстро.  Не останавливаясь. По одному. Пошли!  -  командует начальник конвоя.

    Цепляясь  за поручни машины, осужденные прыгают в "автозак"  и рассаживаются на скамейки. В автомобиле десять мест для строгого режима  содержания,  десять - для общего. Есть  еще  "стакан"  ­изолятор, обычно для женщин, или для осужденных, которых  нельзя помещать со всеми.

    -  Во  избежание конфликтных ситуаций между осужденными у  нас есть  негласное  правило  - тех, кто работает  на  администрацию СИЗО,  колонии,  и  "обиженных" держать в  отдельной  камере,  ­говорит  охранник.  -  К  примеру,  перевозили  мы  преступника, который  надругался над трехлетней девочкой. По понятиям  зеков, любой осужденный, кто встретится с этим насильником, должен  его убить. Приходится принимать меры, охранять его.

    -   Заключенные  обладают  полной  информацией,  несмотря   на "колючку"  и  высокие заборы. Кто есть кто  из  вновь  прибывших (срок,  статья,  биография)  -  знают  наперед,  -  рассказывает старший лейтенант Сергей Украинец.

    Позже  мне объяснили: СИЗО - не бастион. Оказывается, ночью  в камерах   есть "телефонисты",  которые  не   спят.  Принимают информацию.  Внутренняя связь - перекрикивание,  перешептывание, перестукивание  между камерами. С внешним  миром  соединяются  с помощью    нитей,   которые   "выплевывают"   на   неогражденную территорию,  за  забор. По этой суровой нитке и тянут  письма  ­"малявы".  С  помощью  нитей  умудряются  даже  пить водку - затягивают  футбольные резиновые камеры в окно.  За  пять  минут такая  емкость  опустошается. Но это ночью, а днем  -  тишина  и порядок.

    На   обысках  заключенных  приводят  в  чувство.  Из   сумок вытряхивают  пачки  денег,  колюще-режущие  предметы,  водку в пластмассовых  бутылках  и  пакетах.  При  досмотре в   одежде обнаруживают тайники с наркотиками, пилки, шила, иголки. Однажды у   преступника  обнаружили  подробную план-схему  СИЗО № 1 Хабаровска,   карты  изоляторов  временного  содержания других регионов.

    -  Случая  еще  не  было,  чтобы у нас  из-под  охраны  бежали заключенные,  -  говорит полковник Владимир  Назаров,  начальник управления  конвоирования УИН Минюста по  Хабаровскому  краю.  ­Ведь  каждое этапирование - своеобразный экзамен сотрудникам  на профпригодность.  Конвой  к  этапу  готовится  очень  тщательно. Недавняя  попытка заключенного Самарина совершить  побег  (рывок под вагон) была предотвращена.

    Юра  Самарин. Сейчас ему 18 лет, выйдет на волю, будет 28.  Он убил отчима, поэтому наказан.

    На  обменном  пункте железнодорожной станции Советская  Гавань при  сдаче  караулом осужденных Самарин, войдя в спецавтомобиль, неожиданно развернулся и выпрыгнул под вагон.

    Он  решил, что железнодорожный состав, который отделял мир  от тюрьмы,  и неповоротливые охранники в тулупах и валенках  -  его шанс  на  побег.  Оказалось, что вагоны  -  вовсе  не  щиты,  за которыми  можно  спрятаться,  да  и  конвоиры  -  не  снеговики. Лейтенант Владимир Головко, начальник караула, тотчас нырнул под вагон,  завалил  Самарина в снег, руки - в наручники.  Теперь  в личном   деле  заключенного  записано:  "Склонен  к совершению побегов".

    Мы считали, что Юра Самарин первый раз осужден. Оказалось, что это его третья "ходка".

    - Я родом из Комсомольска-на-Амуре. Отца родного не помню. Рос с  отчимом. Родители пили, я жил на улице. Был у меня  друг,  мы школу  забросили, на рынке промышляли, что своруем  -  на  то  и жили. Потом друга посадили. Он мне рассказывал, что тот, кто  не был  в  тюрьме, не ел баланду, не пацан. А в районе у нас ходила братва, все в наколках, такие крутые. В принципе я был готов  ко всем  лишениям. Первый раз срок отмотал, потом второй. Не лезьте ко мне в душу, - нервничает Самарин.

    Управление  по конвоированию УИН Минюста по Хабаровскому  краю создано  только  в 1999 году. Раньше конвоированием  заключенных занимались  внутренние войска, так называемые "краснопогонники". Потом   при  Министерстве  юстиции  создали  специальную  службу конвоя.  В  состав  управления вошли  сотрудники  роты  розыска, конвоирования  и  обеспечения, военнослужащие частей  Восточного округа  МВД  России. За пять лет ими было перевезено  более  172 тысяч  заключенных.  И  уникальность краевой  конвойной  службы, пожалуй,  в  том, что заключенных к месту наказания сопровождают по Дальневосточному региону всеми видами транспорта, в том числе воздушным и водным. Таких задач по конвоированию в России больше никто  не  выполняет,  ведь  обычно этапирование  ограничивается автодорожными и железнодорожными путями.

    Охрана уже привыкла к спартанским условиям. Не в санатории же. Три дня - из хабаровского СИЗО № 1 в исправительную колонию № 5, в Советскую Гавань, и три дня - в Хабаровск. Служба!

    Поделиться