Служба военных отмщений

Очередь
на обвинение

Вчера в деле о смерти новобранца Владимира Березина появились первые кандидаты на наказание. Напомним, призывников везли к месту службы в нечеловеческих условиях. Отчего многие заболели. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Главной военной прокуратуре, следователи привлекли к уголовной ответственности трех высокопоставленных офицеров.

По мнению следователей, в мучениях новобранцев виновны: исполняющий обязанности командира соединения Сибирского военного округа Михаил Чиж, старший помощник начальника отделения службы военных сообщений Дальневосточного военного округа Владимир Сацава, исполняющий обязанности начальника Магаданского пограничного отряда Олег Кострюков. В отношении их вынесены постановления о привлечения в качестве обвиняемых.

Еще четыре человека, что называется, стоят на очереди: они пока допрошены лишь в качестве подозреваемых, но скоро могут также стать обвиняемыми. Следователи не стали разглашать их имена, назвав только должности: военный комендант аэропорта Толмачево (Новосибирск), начальник отдела комплектования одного из объединений Сибирского военного округа, начальник Медицинской службы Магаданского погранотряда, старший офицер организационно-мобилизационного отделения штаба этого же погранотряда.

Конечно, можно поспорить над тем, стрелочники ли эти офицеры или нет. Судя по должностям, ни одного генерала в "расстрельном" списке нет. Уровень будущих обвиняемых - от майора до полковника. Это не самые высокие руководители, но все же руководители. Причем не такие уж и мелкие сошки. Власти и полномочий у них было достаточно.

Генералам
статья не светит

Такое решение следователей вовсе не означает, что более вышестоящие чины, как говорится, белые и пушистые. Просто их вина, на взгляд прокуроров, не настолько сильна, чтобы подводить под уголовную статью. Но все же вина есть. Главная военная прокуратура направила министру обороны РФ и руководителю Пограничной службы ФСБ РФ представления для привлечения к ответственности начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ, начальников штабов Сибирского и Дальневосточного военных округов, начальника военных сообщений Минобороны РФ, заместителя начальника штаба Пограничной службы, других должностных лиц. Получив эти документы прокурорского реагирования, руководители ведомств должны исправить указанные недостатки, а также решить, как наказывать провинившихся: объявить выговор или лишить премии. Официально это называется: административное или дисциплинарное наказание.

Подробности
не для печати

Вчера же новобранцы магаданской пограничной части приняли присягу. Правда, не все, а только те, кто здоров. Для пятидесяти из них, что до сих пор лежат в местном лазарете, присяга откладывается до выписки.

Зато молодым солдатам уже разъяснено, что список личного состава боевой части является военной тайной. Так что свои фамилии они теперь хранят в строгом секрете. Однако кашляющий и чихающий "личный состав" успел (что не запрещено уставами) поделиться впечатлениями с гражданскими больными в областной больнице, где пришлось "нести службу" простуженным новобранцам. А также - с многочисленными магаданцами, сердобольно понесшими больным ребятам яблочки и колбаску.

Вот что рассказывают призывники в разговорах не для печати: в аэропорту Чкаловский в Москве, откуда около двухсот призывников отправляли на службу, им пришлось заночевать, многим - на голом полу. Мало кто из ребят знал, что лететь придется через студеную Сибирь, тем более - на Колыму. Традиционно для армии избавлялись от остатков "приличных" вещей: лишняя копейка пригодится, а в части должны выдать теплую форму.

А на взлетной полосе в Новосибирске, куда их выгнали во время дозаправки, царил мороз 28 градусов. Так что в Петропавловске-Камчатском с самолета уже были сняты два десятка заболевших. Остальные выглядели не лучше. Более ста больных отправили дальше, на Колыму.

В Магадане же, как достоверно установлено, тяжелобольных новобранцев достаточно долго сперва держали в лазарете погранчасти. Как сообщил по некоторым итогам проверки заместитель губернатора Магаданской области по здравоохранению опытный врач Юрий Муморцев, "полковой медицинский пункт не был обеспечен необходимыми лекарствами, а срок действия имеющегося ограниченного запаса антибиотиков истек еще в середине 90-х годов, полностью отсутствовали одноразовые шприцы...".

Кстати

Параллельно прокурорскому следствию ФСБ проводит собственный разбор полетов. В Магадане работает присланная из Москвы группа. Может случиться так, что выводы чекистов не совпадут с выводами прокуроров.