21.01.2004 03:50
    Поделиться

    Наш человек в Гарварде

    Что Гарвард - вуз высшей категории, с этим не поспоришь. Отблеск элитарности, в лучшем понимании слова, лежит и на его выпускниках. В случае с Николаем это великолепная, не засоренная современным сленгом речь и выправка курсанта пажеского корпуса. Впрочем, обладатель сих архаических качеств занимается самой что ни на есть продвинутой областью науки - математической экономикой. Сегодня "надежда Гарварда", как называют выпускников за океаном, побывал в гостях у "РГ".

    - Скажите, а как вообще наш студент смог завоевать Гарвард? Какова "технология" поступления?

    - Мне посчастливилось участвовать в летней программе обмена еще во время учебы в Ростовском государственном университете. Я жил в студенческом общежитии с англичанином и американцем, общался с ними. Поэтому уже довольно хорошо говорил по-английски. А для поступления требуется три вещи. Прежде всего - хорошие академические результаты. Причем не обязательно быть круглым отличником, лучше победить во всероссийской олимпиаде по любимому предмету. Второе - лидерский потенциал. Ведущие университеты, и Гарвард в том числе, стремятся к тому, чтобы их выпускники сделали хорошую карьеру, добились высокого положения на родине и таким образом пропагандировали свою "альма-матер". Лидерские способности, к примеру, могут проявляться в деятельности студенческого общества, организации научных конференций, в собственном бизнесе, который студент смог организовать в своей стране. Третье условие - креативность, способность к творчеству.

    Что касается поступления, то надо зайти на сайт вуза, изучить требования к абитуриентам, выбрать подходящее направление образования из двенадцати школ университета. И - послать свое заявление. Оно состоит из трех рекомендаций, нескольких эссе, где объясняете свой выбор, копий диплома и стандартных тестов, которые можно пройти в Москве.

    - Обучение платное?

    - Все обучение в штатах платное, поэтому придется искать деньги. Мне помогала программа студенческого обмена, которую финансирует Госдепартамент США.

    - Это чисто благотворительный жест? Или вы брали на себя какие-то обязательства перед ними?

    - Я обязан вернуться в свою страну и два года отработать по специальности. Сейчас готовлю диссертацию по банковской реформе в России. В развитой экономике цель банковской системы - переводить "короткие" деньги в "длинные", то есть брать у населения вклады на короткий срок и под их обеспечение выдавать экономике долгосрочные кредиты. У нас же при столь высоких процентных ставках этот механизм пока работает плохо и наша нынешняя банковская система напоминает "свинью-копилку". Это приводит к тому, что инвестировать даже в прибыльные отрасли нашего производства пока не спешат ни местные, ни иностранные инвесторы. А "голландская болезнь", при которой инвестируются в основном сырьевые компании, только усугубляет ситуацию.

    - Россия недавно вступила в Болонский процесс, и мы рассчитываем, что именно наше математическое образование станет серьезным "конкурентом" на этом рынке. Однако учиться лучшие "мозги мира" все же предпочитают в Гарварде. Почему?

    - Мы действительно сильны, к примеру, в теории вероятности и алгебре. Но вот в математической экономике, а эта отрасль очень перспективна, наши исследования зачастую отстают от мировых. Едут учиться на Запад еще и потому, что математики в России не востребованы. И чтобы хоть что-то сделать для науки в целом, многие ребята переходят в экономику. Один из моих друзей был аспирантом в Институте физической химии РАН. Он постоянно чинил единственный спектрограф, который был ему ровесником, и говорил при этом: "Если сломается последний агрегат, то не станет и Института".

    А спрос на наших математиков на Западе будет только расти, потому что там их "недопроизводство". Кстати, крен в сторону гуманитарного знания виден и у нас, когда в течение последних десяти лет народ шел только в экономику, юриспруденцию или психологию. В то же время гуманитарные науки используют все больше математических моделей и "гуманитарный" математический аппарат становится все сложнее.

    - Мы говорим о "готовых к употреблению" математиках, а поедут ли к нам учиться?

    - По моему мнению, российское образование очень далеко от практики. В Гарварде все по-другому. Любой курс построен так: студентам дают достаточно сложную задачу, которая уже кем-то была решена. И вот мы сидим втроем-вчетвером, сначала ничего толком не понимая, и в процессе решения учимся, одновременно получая и практический опыт. На лекции никто вам ничего разжевывать не будет. Нужно подготовить тему, а профессор лишь расставит нужные акценты, приведет какие-то параллели или примеры, укажет пути применения новых знаний на практике.

    А математика, вопреки расхожему мнению, область очень прикладная. В рыночной экономике она используется как инструмент для решения вполне земных задач. Хотя время и на "лирические отступления", не связанные с конкретными проблемами, тоже нужно. Потому что новое рождается на стыке нескольких открытий в разных, иногда очень далеких от нужд рынка областях. Ведь никогда нельзя точно угадать, что будет использовано в будущем. Во времена юриста Ферма и врача Декарта математика вообще была как хобби: господа развлекались тем, что предлагали друг другу доказывать теоремы.

    - Кстати, человечество так долго гонялось за разгадкой теоремы Ферма, что этот научный ребус превратился в полуфантастическую химеру...

    - Некоторые ученые действительно сомневаются: а доказал ли сам Ферма эту теорему? Ведь открытие было записано на полях "Арифметики" Диофанта. Но там была лишь формулировка теоремы, а не ее доказательство. Недавно сообщили, что англичанину Эндрю Уайлсу удалось справиться с этой загадкой. И он получил премию Вольфскеля, завещавшего 100 тысяч немецких марок тому, кто докажет "Великую теорему".

    - Молодежный сленг используется в Гарварде?

    - Очень мало. Мне кажется, жаргонные словечки употребляют для того, чтобы показаться равным среди равных, социализированным, а это ощущение собственной ущербности. Если человек чего-то добился, то ему не нужно скрывать свою индивидуальность.

    - А преподаватель может себе позволить резкие выражения в адрес студента?

    - До вас, наверное, дошла скандальная история, вколыхнувшая всю студенческую общественность Гарварда. Дмитрий Алимов - один из российских студентов через систему рассылок во внутренней сети обнародовал свою переписку с профессором самой престижной в университете бизнес-школы Джимом Роджерсом. Дмитрий пытался изменить взгляд своего преподавателя на Россию.

    - И какими же нас представляет рядовой профессор Гарварда?

    - У некоторых американцев, как мне кажется, есть психологическая потребность в страшилках о России. А многие СМИ работают по принципу: премьера в Большом театре - это неинтересно, а вот скандал с Ходорковским - срочно в номер! У среднего американца, который читает прессу, сложилось такое представление: если у нас на улице не гуляют медведи и не грызут людей, то их грызут бюрократы и чиновники.

    Так вот в числе этих граждан США оказался и уважаемый профессор из бизнес-школы. В частности, большой фикцией он считал рост ВПП, укрепление рубля и другие положительные показатели российской экономики, которые якобы завышены по указке руководства. Как он пишет, "если у человека есть хоть какое-то представление об экономике и интеллект, то он увидит, что в России все только ухудшается". Свое мнение он высказал на одной из своих лекций, дав при этом незаслуженно резко отрицательную оценку российской экономике и во всеуслышание заявив, что население и инвесторы покидают страну, а выпуск нефти на самом деле падает и нефтяные компании не реинвестируют производство. Разразился скандал. Студенты Гарварда "ополчились" на своего преподавателя.

    - В чем его конкретно обвиняли?

    - В частности, в том, что он сам очень мало читал о России. И в некорректности дискуссии. Свое собственное мнение - это святая святых гарвардского стиля общения, который берет свое начало в атмосфере английских королевских университетов. С профессором принято говорить очень уважительно, хотя можно и не соглашаться. Так вот в этой переписке профессор, мягко говоря, поставил под сомнение интеллектуальные способности студента. И его, прежде всего, обвинили в неуважении к оппоненту. Поскольку многие были этим возмущены, переписка стала лавинообразно пересылаться между всеми студентами, а затем и вовсе вышла за пределы университета.

    Вместо послесловия

    А о чем бы вы, дорогие читатели, хотели спросить выпускника Гарвардского университета? Николай Полукеев готов ответить на любые вопросы. Самые интересные из них вместе с ответами мы опубликуем на страницах газеты. Пишите по электронному адресу: Novoselova@RG.ru

    Поделиться