У.е. по-русски
Народ понял, что условные единицы никак не привязаны к официальному валютному курсу, только когда доллар стал стремительно падать, а российский рынок товаров и услуг даже не подумал отвечать ему взаимностью. Курс Центробанка РФ сегодня не указ даже для самой скромной туристической фирмочки, приютившейся в подвальном помещении. Не говоря уже о крупных бутиках, автомобильных салонах и агентствах недвижимости, где один у.е. может доходить до 35 рублей.
Действительно, почти везде нас просят расплатиться за услуги в окрепших рублях, но по неслабому, хотя и условному курсу. И все бы ничего, но, как правило, рыночный "плавающий" курс выше официального не на один и не на два процента, а на все десять, а в иных случаях и на двадцать. Нельзя не заметить разницу. В этом я убедилась лично, обойдя не одну торговую организацию. Причем чем выше уровень фирмы, тем выше курс в у.е.
Народ безмолвствует и платит: в Москве за последние несколько лет многие успели привыкнуть к тому, что магазины и фирмы каждый день смело, в открытую устанавливают собственные курсы валют на день. Если не запрещено, значит, разрешено. Так что покупатели на "автомате", без вопросов расплачиваются в кассе по невыгодному для себя курсу.
Укрепление национальной валюты, увы, не отразилось на ценниках: на них также значатся суммы в пресловутых у. е. Для этого есть весомая причина - игра на разнице курсов приносит колоссальную прибыль предпринимателям.
Сюрприз у кассы
Допустим, вам нужно купить авиабилет. Из нескольких десятков агентств практичный отыщет то, где билеты на нужный рейс продают по более доступной цене. Очень часто со скидкой. Но при этом мало кто учитывает: цена почти всегда указана в долларах, а пересчитывать стоимость будут на рубли. Когда вы приезжаете в агентство, то нередко выясняется, что у фирмы свой "завышенный" взгляд на курс обмена и, следовательно, указанная по телефону или в каталоге стоимость билета на деле увеличивается на 10- 15 процентов. Доллары принимать соглашаются не всегда, и в итоге приходится переплачивать.
У магазинов также свои правила игры с у.е. На бирке товара может стоять вполне привлекательная цена - психологически верный ход заинтересовать покупателя. Главное, чтобы человек среагировал на импульс: клюнул на первоначальную цену, схватил товар или хотя бы попросил оформить на него товарный чек
А у кассы почти счастливого обладателя той или иной покупки поджидает "сюрприз" - небольшая, порой незаметная табличка, где указан "магазинный курс", который существенно увеличит стоимость покупки. Психологически отказаться от приобретения, когда оно уже почти в руках, гораздо сложнее, и человек пусть расстраивается, но, в конце концов, не уходит, а платит по указанному курсу без выяснения отношения.
- В разницу между официальным и "самодеятельным" курсом хозяева фирмы списывают все существующие налоги и другие расходы, - рассказала мне в приватной беседе менеджер одного из крупных мебельных салонов.
Фирмы, которые заключают с клиентом договор о поставке мебели, установке окон, умудряются идти еще дальше.
Три пишем, два в уме
Не только на ценниках, но и в договоре выгодно прописывать все цены в у.е., дабы остаться в выигрыше и укрыть от государства реальные доходы.
- В финансовом отчете для налоговой инспекции фирма запросто может указать оплату того или иного товара или услуги по курсу ЦБ РФ на день продажи,- делится секретом бухгалтер Елена Личкова. - А на самом деле возьмут у клиента большую сумму, так как в конце договора не написано, чему именно равен один у.е. Даже если обман вскроется, доказать, что расчет производился по другому курсу, будет проблематично.
Впрочем, договор, где не содержится информации о том, по какому именно курсу заказчик рассчитывался с исполнителем, можно оспаривать в суде, считает юрист Московской торгово-промышленной палаты Елена Рожкова:
- Такой неправильно составленный документ нарушает сразу два закона. Во-первых, Закон "О защите прав потребителей", так как покупателю не предоставили полной информации о цене товара. А во-вторых, 317-ю статью Гражданского кодекса, где указано, что "денежные обязательства должны быть выражены в рублях".
Кто же должен отслеживать особый курс у.е. в любых торговых организациях? Вопрос оказался на редкость риторическим.
- Цены в у.е? Нет, это не наш профиль,- поспешно ответила начальник Департамента цен и закупок Минэкономразвития Нина Токарева,- позвоните в Главное управление государственного финансового контроля Москвы, они должны следить за ценами на товары.
Действительно, это управление обязано контролировать цены в Москве, но цены, установленные в рублях и только на определенные группы товаров. Так что и главные финансовые контролеры города стоят в стороне от "плавающего" курса.
Закон не на стороне потребителя
Как ни странно, контролировать тех, кто устанавливает свой курс валют, пока незачем. Более того - нельзя. Даже если очень захочется. А все потому, что такие игры на курсе у.е. не противоречат Гражданскому кодексу РФ.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в Департаменте валютного регулирования Центробанка РФ, "введение запрета на установление цен на товары, работы или услуги в условных денежных единицах вступит в противоречие с нормами Гражданского кодекса РФ. В Законе "О валютном регулировании и валютном контроле" о самовольном курсе не сказано ни слова. Молчание в этом случае - знак согласия в пользу предпринимателей, которые вольны хоть каждый день устанавливать новые цены, кодируя их в якобы стабильных у.е.
Правда, есть одно существенное "но": Гражданский кодекс РФ позволяет на договорной основе расплачиваться в рублях по фактически любому курсу у. е. только "с учетом высокого уровня инфляции в России в условиях перехода к рынку". То есть когда рубль слишком слаб и беспомощен.
В данной ситуации рубль не так уж слаб. Получается, что пока слаб и беспомощен один только потребитель.