Александр Шилов из тех художников, которые в представлении не нуждаются. Его называют человеком весьма удачливым, "живым классиком", получившим при жизни все, о чем художнику можно только мечтать. Государственные награды, документальные кинофильмы о его жизни и творчестве, многочисленные интервью, заказы, которые поступают из различных уголков мира, государственная картинная галерея, носящая его имя и расположенная "у стен Кремля". Даже одна из звезд Вселенной носит его имя: американцы расстарались. Однако, видимо, сделали это с намеком. Звезды, как известно, никогда не меняют своего направления. Никогда не менял своего направления и сам Александр Шилов. Ни в жизни несмотря на катаклизмы времени, ни в творчестве несмотря на разрушительные тенденции наступающей массовой культуры. Шилов реалист, а его портреты некоторые критики называют историческими. В них есть не только душа человека, которого пишет мастер, но и дух времени, в котором живут его герои. Понять и выразить человека и время - это ли не главная награда для художника!
А накануне Нового года Александр Шилов был награжден в Минске орденом Франциска Скорины. Орден живописцу вручил Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Как сообщила его пресс-служба, высшей награды белорусского государства российский художник удостоен за большой личный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
В Минске сразу после награждения с Александром Шиловым встретился наш корреспондент.
- Александр Максович, от всей души поздравляем вас с наградой. Но, думается, к знакам внимания за свою жизнь вы уже привыкли. Что значит для вас белорусский орден?
- Художнику важно знать, смог ли он своим творчеством достучаться до сердца зрителя. И награда, полученная из рук Президента Лукашенко, имеет для меня огромное значение. С Александром Лукашенко я встречаюсь второй раз, и все сильнее убеждаюсь, насколько он не похож на других политиков. Говорит спонтанно, искренне и от сердца. Он разрывает себя, и никто меня не убедит, что он стал Президентом для того, чтобы наслаждаться властью. Скорее для того, чтобы людям помочь. У него нет второго дна, это человек эмоциональный и легко ранимый. За это его бьют, но за это его и любят.
- Что касается "битья" политиков, то тут уж, как говорится, по рангу положено. Но и художников бьют не меньше, и вы в этом плане не исключение, вам в свое время сильно досталось за прозванную в народе "Шиловскую галерею". Журналисты окрестили ее данайским даром. В том плане, что она значительно поприбавила в ряду ваших "доброжелателей". И понятно почему: художников, которые имеют личную галерею, да еще, извините, при жизни, не так уж и много.
- Вы правы: за это и бьют, дескать, почему бы Шилову и не подарить государству свои работы, если государство взамен отплатило ему личной галереей в особняке у Кремля. А на самом деле все знают, что на этот счет есть правительственное постановление, решение Госдумы, за которое, кстати, проголосовали все политические партии, что для меня очень лестно: значит, мое творчество нужно людям. Однако "доброжелатели" часто умалчивают, что все, что есть в галерее, ко мне в имущественном плане никакого отношения не имеет. Все это принадлежит государству.
- И ваши картины?
- Да. Сегодня я подарил практически все свои работы, написанные для себя. Это 744 картины. И все, что сейчас мной пишется, тоже переходит государству.
- Если есть "написанное для себя", значит, есть что-то и "не для себя"?
- Но ведь и жить на что-то надо. Покупать краски, холсты... Поэтому пишу и на заказ. Это составляет процент от всего того, что я делаю. А девяносто девять - "для себя". Естественно - и для государства.
- Писать "для себя" и на заказ... Не приходится ли раздваиваться? Ведь в жизни встречается немало лиц, на которые, извините, и красок жалко.
- Вообще-то мне безразлично, пишу я на заказ или нет. На заказ писали все художники, но это не значит, что они халтурили. Они ставили свои подписи и тем самым отвечали за свои картины. В конечном итоге любая картина - это лицо художника, его честь и совесть. Поэтому и на заказ надо писать с полной отдачей сил, с одинаковым мастерством. К тому же заказ - это признание мастерства художника.
Многие художники, известные в прежние времена, ныне, в том числе и коммерческом плане, остались как бы не у дел. При этом они считают, что вошли в конфликт со временем. То ли зрители, которые их не понимают, не доросли до их уровня, то ли они не доросли до уровня зрителя, но все равно, жизнь таких художников трагична - они не овладели в свое время мастерством и психологией, которым мода не подвластна.
Получить выгодный заказ было жизненно важно и раньше, но раньше для этого было достаточно занять соответствующий пост в Союзе художников. Чем выше пост, тем выгоднее заказ. Все остальное- талант, мастерство - уходило на второй план. Не было главного: естественного отбора, когда сам чиновник, а не заказчик из художественного комбината решал, что хорошо, а что плохо. Сейчас эта, извините, лафа кончилась. Кроме постов и знакомств, нужно и мастерство. А его, увы, нет. Вот люди и ностальгируют по великому искусству, которое очищает и восторгает душу, заставляя ее страдать и мыслить. Некоторые и в бомжей превращаются. А те, искусство которых построено на великом мастерстве и мысли, как раньше, так и теперь востребовано народом. Они признаны и у них есть заказы.
- И все-таки время сыграло с нами жестокую шутку. Наш мир повернулся на 360 градусов, не могли не измениться и люди... Вам не хотелось бы переписать некоторые ваши портреты заново?
- Еще как хотелось бы. Со временем более видны недостатки и хочется улучшить работу.
Я был очень дружен с Сергеем Бондарчуком. Мы были близки и в духовном, и в идеологическом плане. Первый раз я написал его портрет в 1984 году. Мы договорились писать второй портрет - это было за год до его смерти. Тогда он, великий режиссер и актер, сидел практически без работы, уже болел, страдал, его буквально изводила стая "непризнанных гениев". Столько мучения я видел на его лице... Но это лицо мне было ближе: я видел путь, пройденный режиссером, и понимал его почти так же, как себя. Каждую свою работу он делал страдающим сердцем. Так художник и должен работать. Это тяжело, это работа на износ. Художник обязан пропускать работу через сердце.
Я это к тому, что в художнике должен гореть огонь, который не дает человеку спать, есть, пить, он должен жить своим искусством. Это ему необходимо, как необходим человеку воздух. А если он, сидя у окна и позевывая, ждет вдохновения, значит, видимо, ему просто нечего сказать людям. А то, что он говорит, без объяснений и понять трудно. Все это от лукавого. Истинному произведению пояснения искусствоведов не нужны.
- Вы, очевидно, имеете в виду западную культуру? Как вообще воспринимают вас за границей?
- Реалистическое искусство всегда востребовано людьми. Оно есть и будет. Всегда и везде. Так меня и воспринимают. Человеческой душе нужно только то, что вызывает у него восторг, наслаждение и преклонение. Когда человек смотрит на картину как на икону и хочет сам стать чище и благороднее. Художник просто обязан радовать душу красотой. В этом и искусство - от слова "искушать". Нельзя же искушать мазней. Искушать зрителя можно лишь величайшим мастерством и чувством, эмоциями. Вспомните портреты Левицкого, Брюллова, Перова, пейзажи Левитана. С этими людьми можно говорить. Настолько они живые. Я, по крайней мере, за такое искусство. Другое дело, что искусство - настоящее искусство - сегодня находится в униженном состоянии, хотя как и прежде необходимо душе и разуму человека. Это и понятно: люди, озабоченные тем, как им выжить, помчались в лавки, курс доллара их волнует куда больше остального. Я не против того, чтобы люди становились богаче. Это замечательно. Но человек не жующее и вечно что-то покупающее существо. Я не шовинист, но считаю наш народ самым талантливым. Он погибает потому, что смотрит на худшие образцы Запада, а Запад уничтожает нашу культуру и превращает наш народ, извините, в стадо. Пастух для такого общества всегда найдется. Ведь какое искусство, такая и душа человека. Государство должно обозначить идеологию добра и красоты, идею духовных ценностей, которые люди искусства должны класть на алтарь Отечества, чтобы наша Великая Россия еще больше олицетворяла собой Величие, красоту и духовную силу. Ведь по достижениям в культуре и искусстве судят о народе. У нас великое искусство, но мы не умеем гордиться им. Об этом еще Пушкин писал. И это наш минус, который, к сожалению, мы не замечаем. Надо жить гордо, мы должны ценить свои таланты. И задача государства - возродить эти ценности. Служение Отечеству - это не просто слова. Это сущность нашей нации. Настоящее искусство этому и служит - Отечеству.
- Кстати говоря, вас недавно наградили за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства Российского орденом Петра Великого I степени. Поздравляем вас и с этой наградой. Вас всегда много расспрашивают об искусстве Франции, Италии и Америки. И меньше всего о том, что вас как художника поражает и волнует в России. В чем ее красота?
- Я люблю свою страну и не представляю своей жизни больше нигде. Могу чуть-чуть попутешествовать, сменить обстановку, но как бы хорошо ни было, все равно тянет домой. Очень люблю Москву - именно ее старую часть. Я благодарен Лужкову и московскому правительству за то, что они ее восстанавливают. Я много ездил по российским деревням, писал стариков и старух. Они несмотря на всю жизнь каторжной работы, нищенскую пенсию остаются добрыми, и это поистине бездонная доброта. Как же можно прожить такую рабскую жизнь, влача нищенское существование, и остаться добрыми бессребрениками! И эта их душа меня поражает. Святые люди. Такая была моя бабушка. Перед тем поколением нельзя не преклоняться. И конечно, мне нравится природа средней русской полосы. Безысходная тоска в ней. С какой сердечной силой и мастерством воспел это Великий Левитан! Русскому человеку это созвучно.
P.S.
В марте в Минске предполагается провести выставку мастера. Для Беларуси это может стать заметным событием: выставки Шилова с огромным успехом прошли во многих столицах мира.