За отсутствие контрольно-кассовой машины в такси контрольные органы имеют полное право штрафовать водителей. Причем такие полномочия имеют не только органы налоговой инспекции, но и подразделения МВД. Однако применить это право в жизни, а не на бумаге, весьма проблематично. По словам начальника отдела применения контрольно-кассовых машин налогового управления Татарстана Александра Самойлова, главная тому причина - несовершенство российского Кодекса об административных правонарушениях.
- Согласно кодексу, - говорит чиновник, - чтобы оштрафовать водителя или владельца такси, работнику контрольного органа необходимо сначала составить протокол о правонарушении, а потом каким-то образом заставить его заплатить в течение ближайших двух суток. По истечении этого "срока давности" протокол автоматически теряет силу. Понятно, что нарушитель с повинной в фискальные органы не явится. Налоговые органы не раз обращались в арбитражный суд с требованием обязать водителя такси выплатить штраф, однако в большинстве случаев "правда" остается за нарушителем - раз фискалы не успели в течение двух суток принудить выплатить "неустойку", вся вина с нерадивого водителя полностью снимается.
Кроме того, сама система оплаты труда водителей такси не стимулирует их к повышению сознательности. В Казани большинство фирм, занимающихся частным извозом, платит своим работникам не проценты с выручки, а ту сумму, которая "накапает" им сверх установленного владельцем плана. Даже если кого-то и удастся привлечь к административной ответственности (за отсутствие кассовой машины фирма должна выложить 30 тысяч рублей, частный предприниматель - 4 тысячи), нарушителю проще заплатить штраф, чем ставить в автомобиле ККМ. И дело не только и не столько в стоимости машины, сколькоЕ в теории вероятности: вряд ли таксист попадется налоговым органам дважды.
Однако не все так плохо. В Нижнекамске, например, таксометры уже стоят в четырехстах такси. А вот в Казани всего 102 таксомотора оборудованы контрольно-кассовыми аппаратами.
Таксисты в своем нежелании ставить "черные ящики" готовы на все. Например, в прошлом году вскоре после вступления в силу Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов" решили оспорить его правомерность в Европейском суде по правам человека. Главный аргумент правдоискателей был таким: использование кассовой машины при расчетах с клиентом несет прямую угрозу безопасности движения. Однако Страсбургский суд счел доводы российских водителей малоубедительными. В конце концов, для того чтобы получить деньги от клиента, можно и остановиться.