Сериал снял известный режиссер Леонид Эйдлин, собравший замечательный состав актеров - именитых и молодых.
- Леонид Данилович, не секрет, что телевизионные сериалы, которые мы видим в последнее время, полны в основном криминальных сюжетов или мелодраматических историй. Чего-то связанного с духовной жизнью, тем более церковной, там не встречается. У вас в фильме ведь не убивают и не стреляют?
- Зрители, конечно, привыкли к жестокости. Но, должен сказать, что показывать простые житейские истории легче, чем убийства и разборки. Вообще строить драматургию на смерти, убийствах и стрельбе довольно низкое занятие. Ведь даже в древнегреческих трагедиях убивали за сценой. Я ориентируюсь на старые традиции и делаю ставку на хорошую актерскую игру. К сожалению, зрители не часто видят ее на телевидении.
- Что вас подтолкнуло снять историю "Спаса под березами"?
-Любовь к зрителям. Хотелось, чтобы они увидели другую сторону нашей жизни, вполне обычную, но связанную с верой, с поиском правильных решений в трудных ситуациях. Мы давно добивались, чтобы нам дали возможность снять сериал по этому сценарию. На многих телеканалах говорили: это интересно, но не знаем, как к этому отнесутся. Даже благословение Патриарха не помогало. Благодаря продюсерам студии "2В" это получилось. Нас беспрепятственно пускали снимать во все церкви. Канал "Россия" поставил "Спас под березами" в свою программу, но я очень опасаюсь, что время эфира - 18.00 - слишком раннее, чтобы те, кто хотел бы его посмотреть, могли успеть к телевизору.
- В фильме снимались в главных ролях замечательные актеры: Юрий Беляев, Георгий Тараторкин, Валерий Золотухин, Василий Бочкарев, Ирина Розанова, Евдокия Германова и ваша жена Ирина Муравьева. Как ей работалось с вами?
- Ирина играет женщину, которая в церкви "заведует" свечным ящиком. Это несколько эпизодов. Но есть серия - "Вместе с Юрой", из которой становится понятна ее история. Юра - сын этой женщины погиб в Афганистане. И она принимает к себе в дом всех, кто его знал. Многие ее обманывают, выдавая себя за сослуживцев Юры. Ирина к любой роли подходит с опаской, переживает, как получится ее героиня на экране. С ней нелегко работать режиссеру. Впрочем, о фильме лучше расскажет автор сценария Никита Воронов, спросите его.
- Никита Иванович, почему вы выбрали такой объединяющий все сюжетные линии "ход" - жизнь прихожан храма?
- В фильме 12 отдельных новелл. Герои очень разными путями приходят в храм, соприкасаются с батюшкой. Я глубоко уверен, что православная культура - глыба, на которой стоит многое в нашей жизни. Пора бы разговору об этом появиться на телевидении. Когда-то академик Дмитрий Лихачев пытался рассмотреть эту тему с исторической точки зрения. Но настал момент, когда можно на современных жизненных ситуациях показать влияние православной традиции. При этом я подчеркиваю, что проект наш не церковный, а светский. Он - о повседневной жизни конкретных людей. Главный герой - отец Георгий - помогает людям, но он далек от менторства. У него есть семья - матушка, две дочери, вовсе не монашки. Одна из девчонок, этакая "разгильдяйка", меняющая вузы. Другая - бизнесвумен.
- Многим внутренняя жизнь церковной общины неизвестна и непонятна. Не оттолкнет ли это зрителей?
- У нас принято показывать церковь на экране только внешне - купола, свечи, женщины в платочках. Вот от этого восприятия христианства хотелось отойти. Мы старались уйти и от показа церкви в той части, где идет речь о таинствах, не "загружать" людей неподготовленных. И хотя принципиально было задумано не показывать житейской "грязи", не в пустом пространстве мы живем. Криминальные темы в фильме так или иначе всплывают. Хотя будут и веселые моменты.
А вот что думает о своей роли - священника, отца Георгия - актер Юрий Беляев.
- Я начал отказываться от этой роли во время первого же разговора с режиссером. Во-первых, на отечественном телевидении впервые один из главных персонажей - священнослужитель. Во-вторых, ничего похожего я не играл. Представьте себе окружение этой роли на моей актерской "территории" - невольный бомж, живущий на вокзале, Коровьев из "Мастера и Маргариты" в театре на Таганке и Азеф в спектакле театра "Эрмитаж". Но потом я понял, что это мое, что мне хочется сыграть отца Георгия. Не могу про себя сказать, что отношусь к ортодоксальным верующим, хотя и крестился уже во взрослом возрасте. Скорее я из категории сочувствующих. Государство долгие годы было отделено от церкви, но люди там такие же, как мы, значит и проблемы те же. У священников есть преимущество перед нами - знание веры, надежда в виде веры, ежедневное отправление канонических обрядов, потребность в общении с Богом.
- Как актерски удалось вжиться в специфику бытия человека церкви?
- Мне вначале было просто физически плохо. Когда я впервые вошел в алтарь и облачился, чтобы выйти к прихожанам с проповедью, колотило меня сильно. Но и потом было не легче. Я по-прежнему продолжаю думать, что не имел на это права. Просто воспользовался возможностью заглянуть в такую жизнь, зная, что, если упущу ее, будет еще хуже. Наверняка навлек на себя пристальное внимание - думаю, будет много нареканий от людей верующих. Но есть большая категория неверующих, для которых сериал может стать первым листом книги, которую стоило бы прочитать.