Эльдар Рязанов, действительно, эту тему никогда не закрывал - ни в художественных фильмах, ни в телевизионных проектах.
У этого человека ни в жизни, ни в работе простоя не бывает. Новый цикл программ "Поговорим о странностях любви...", состоящий из восьми самостоятельных серий, - это рассказ о романтических историях, которые в разное время переживали российские гении - поэты, писатели, ученые, художники. Какими бы ни были фильмы Рязанова - ироническими, сатирическими, чисто комедийными - от его собственного жанра трудно уйти: в них всегда присутствует скрытый драматизм. Да он и сам вошел в нашу кровь и плоть: всякий раз встреча с его творчеством - это свидание с близким тебе человеком. На сей раз на эту встречу он привел с собой людей-личностей, имена которых сегодня и не поминаются всуе, а, может, даже постепенно забываются... С этим Эльдар Рязанов примириться не может.
Начиная с 24 января, Первый канал (эфир в 15.00) делает подарок всем поклонникам творчества Эльдара Рязанова.
Внешне голос Рязанова спокойный, но внимательный зритель с первого же появления на экране автора программы почувствует энергетику, пока еще таинственной для нас жизни его героев.
- В вашей жизни были странности любви?
- Сейчас под странностями подразумевают какие-то неординарные пути, так вот, у меня такого не было.
- А как появился документальный цикл?
- Меня беспокоит чудовищное невежество общества, которое процветает и расширяется. Если раньше мы были самой читающей нацией, то сейчас стали самой рыночной. В связи с этим народилось огромное количество невежд. Просвещение в нашем народе сегодня не модно: прочитать хотя бы четыре тома Толстого можно только под угрозой автомата. Герцена тем более - а ведь там история просто грандиозная! И я решил, извините за тавтологию, заниматься занимательным просветительством. Другая причина: мне всегда было интересно рассказывать о знаменитых людях, но не то, что о них все знают (например, как Герцен давал клятву на Воробьевых горах), а каким он был в обыденной жизни. Со съемочной группой мы решили остановиться на целом ряде интереснейших биографий, любовных историй, которые мне самому было интересно читать, познавать.
- Почему вы остановили именно на этих героях - собственные пристрастия?
- Это случайно, наверное, получилось. Был целый пласт легендарных и интересных личностей - Чапаев, Софья Ковалевская - разные натуры, судьбы, до которых, извините, просто руки не дошли. В основном выбирали тех, кто очень известен, но их личная жизнь - малоизвестна или вообще тайна.Например, что мы знаем об Александре Грине? Мы нашли под его "алыми парусами" такие интересные детали!
-Во время съемочного периода вы по-прежнему много читали, чемоданами по Европе и Америке возили книги?
- Чтение - мое самое большое удовольствие. Читать люблю больше, чем смотреть телевизор, посещать театры - так уж с детства повелось.
- У вас есть еще одна любовь - вождение автомобиля. Не остудила ли ее сегодняшняя погода - гололед и снегопад?
- Никогда не боялся экстремальных условий. Хотя дневная езда по городу, а потом домой, за город в час пик - высший пилотаж. Но у меня водительский стаж без двух лет - 50.
- Не просто из любопытства спросила об этом: съемки "Странностей" были более чем перегружены - утомительные переезды из страны в страну, написание сценария, более того, предварительная исследовательская работа - как вам удается переносить все это?
- Я всю жизнь так живу, уже привык. Если этого нет, хуже себя чувствую. Есть такое пошлое, на мой взгляд, слово "трудоголик", или выражение: "Работа дураков любит". Я из этой категории людей, и у меня с работой взаимная любовь - она не безответная.
- Но как-то в одном из интервью сказали, что вы по натуре лодырь и мечтаете отдохнуть, спокойно поездить по миру, собирать грибы...
- Это было в молодости, но профессия меня очень переделала.
- Не переделала только в высоком понимании любви.
- Любовь - всеобъемлющая тема. Я считаю, что большое количество людей умирает, не испытав этого чувства по-настоящему.
- В фильме о "треугольнике" Коненков-Эйнштейн-Маргарита вы сделали открытие, которое даже для архивистов стало сенсацией...
- Несколько лет назад на аукционе "Сотбис" были проданы часы Эйнштейна (когда-то они пропали, подаренные его любимой женщине Маргарите Коненковой) - началась раскрутка.
Мы и попытались дознаться истины в этом деле - нашлись письма великого физика к российской красавице, рассказы живых очевидцев. Я бы один никогда не справился с такой трудоемкой исследовательской работой, если бы не замечательная группа Т/О "ЭльдАрадо", с ее художественным руководителем Аленой Красниковой. Мы сняли не одну программу, в том числе цикл "Парижских тайн".
- "Возьмем дублем" - ваше любимое киношное выражение - подчас выматывало режиссера Вадима Фоменко - в этом дубле так, в другом, пятом - эдак... Как было режиссеру-классику "контачить" с режиссером сериала?
- Ну вы это у него спросите.
- Спросила: "Это было счастье и очень высокая планка. Он вел себя очень тактично и тонко по отношению ко всей съемочной группе. Но когда мы снимали серию о Пастернаке, собрали всю аппаратуру, и тут начался дождь, погода жуткая... Эльдар Александрович стал настаивать: "Давай снимем в такой холодине". Пришлось все "распаковывать" и - вперед, снова съемки".
- А что было делать? Наши герои жили в странностях любви в любую погоду. Но самое больное для группы было то, что из снятого материала в программу вошла лишь треть.Вы понимаете, что такое выбрасывать из души... Жаль, но, может быть, мы к этому еще вернемся - зритель подскажет.