- Как вы оцениваете сегодня стиль нашей периодики?
- Появляются очень интересные разработки. В свое время мне нравился "Коммерсантъ", он в западном стиле сделан: жестко, без лишних эмоций, все по делу. Ведь газета или журнал - вещь функциональная. Часто дизайнер не пытается решить поставленную функциональную задачу, а старается показать себя, свои технические и творческие возможности. Газета, журнал - массовый продукт, он должен быть удобен. Как хороший стул, на котором комфортно сидеть. Хороший дизайнер в периодике - тот, работу которого не видно.
- А в современной книжной графике вам кто-нибудь нравится? Будут ли новые громкие имена - такие как Шмаринов?
- Боюсь, что талантов такого уровня сейчас нет. Возможно, дело в том, что иллюстрация (не считая детских изданий) вообще исчезает из книги. Я давно не видел серьезных книг с хорошим иллюстративным рядом. Если что-то и появляется, то крохотными тиражами. Причина, думаю, в коммерческой выгоде - тратить огромные средства на оформление книги издатель не всегда считает оправданным.
- Я вспоминаю время, когда у нас под каждую книгу разрабатывали не только шмуцтитулы и заставки, но и шрифты! Похоже, об искусстве книжной графики мы постепенно забываем...
- Да, у нас был золотой век графики, и он попал на советскую эпоху. Тогда возникали самые громкие имена в истории нашей полиграфии.
- И каждое издание считало обязательным иметь карикатуриста. Почему рисунки исчезают из периодики?
-Больной вопрос: непонятно, как случилось, что замечательные карикатуристы с мировым именем оказались никому не нужны! Может, это идет от вкуса издателя. Серьезные карикатуристы не востребованы, зато появляются какие-то дешевки. То же, кстати, случилось и с фотографами. Процветает рекламная, постановочная фотография, а куда делся репортаж? В итоге мастера постепенно уходят или уезжают на Запад.
- Не пора ли учреждать специальный конкурс для художников и фотографов, работающих в периодике?
- Ох как надо бы! По крайней мере, можно было бы узнать, что делается в России, был бы стимул...
- Мы много издаем антологий, собраний сочинений. Можно ли сегодня говорить о молодых художниках, которые бы могли проиллюстрировать "Войну и мир?".
- Иллюстрация уходит из книги, может, это вина и художников. Ведь иллюстрация самодостаточна, это параллельный тексту ряд. Он может не особенно соответствовать идее книги. Вспомните, как иллюстрировал Анри Матисс Джойса! Когда они встретились, то Джойс поинтересовался, читал ли Матисс "Улисса", на что тот ответил, что это не имеет никакого значения... А вещь-то вышла совершенно гениальная! Шедевр получился от соединения уникального текста и потрясающего иллюстративного ряда. Это превзойти сложно. У нас привыкли иллюстрировать тексты, - может, пора дать художникам больше свободы?
Американцы экспериментировали со сборниками поэзии - они перемешивали страницы, как карты, и иллюстрации попадали от одного стихотворения к другому. Если честно, я уже и не пойму, нужна ли сегодня иллюстрация в книге. Не будет ли она мешать? Может, нужны другие формы книги.
- Вы слышали о проекте Войса с иллюстрацией Конституции?
-Мне эта идея кажется чрезвычайно интересной. Правда, мне соц-арт не близок. Вот если бы оформить сборник хокку или Лао-Цзы! Лаконичность и многогранность смыслового ряда Востока - об этом мечтается.
- Но на вашей выставке немало ярких лаконичных работ. Люди с веерами, поедающие арбузы, пишущие... Люди-символы, похожие друг на друга и очень разные по среде, в которую вы их помещаете.
- Это и есть мои иллюстрации. Но так как книги сейчас не иллюстрирую, то решил проиллюстрировать собственные мысли. О жизни.
- За это вам вручили благодарность министра культуры Швыдкого?
- Думаю, все же за работу над стилем журнала. А эти картины я рисую частенько для того, чтобы не продать - а просто подарить. Мне нравится радовать людей.