Год назад республиканское управление ГИБДД сделало неутешительный прогноз о том, что рост аварийности составит 10 процентов. Предсказание не сбылось – по сравнению с 2002 годом количество аварий выросло на 11 с лишним процентов. 16 процентов – таков прирост количества пострадавших. В абсолютных величинах это 7 тысяч 721 человек. На 10 процентов увеличилось число пострадавших в авариях детей – 730 маленьких граждан. Число погибших в относительном выражении увеличилось не так заметно – всего на 2 процента, однако за этими двумя процентами стоят 20 человеческих жизней.
Два века назад на вопрос иностранца о том, что происходит в России, великий Карамзин ответил: «Воруют». Наш современник на вопрос: «Что происходит на дорогах России?» может уверенно отвечать: «Нарушают». Любовь россиянина к быстрой езде неистребима – треть ДТП происходит из-за превышения скорости. Десятая часть водителей садится за руль, будучи подшофе. Столько же управляют автомобилем, вообще не имея водительского удостоверения. Каждый дорожный постовой за свою рабочую смену регистрирует как минимум два нарушения правил дорожного движения.
В прошлом году печальную статистику ГИБДД открыла авария, которую автоинспекторы относят к категории «с особо тяжкими последствиями» – 2 января на трассе Москва – Уфа водитель «шестерки» не справился с управлением, машину вынесло на встречную полосу, где она лоб в лоб столкнулась с «десяткой». Жертвами ДТП стали семь человек, пятеро из них скончались. И подобные драмы на трассах региона в течение года повторялись с ужасающей регулярностью.
Что делать? Если остановить войну на дорогах невозможно, то хотя бы как свести к минимуму людские потери? Начальник правления ГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов отвечает: учить дураков и строить дороги.
– За год сотрудники ГИБДД зарегистрировали более трехсот тысяч случаев грубого нарушения правил дорожного движения, рассказывает полковник Минниханов. – Такому разгулу дорожного беспредела способствует чрезмерная либеральность административного законодательства. Необходимо усилить административную ответственность за такие грубые нарушения, как управление транспортом в пьяном виде, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил обгона и маневрирования, даже ответственность должностных лиц за допуск к управлению автомобилем нетрезвых водителей (треть всех ДТП в республике – на их совести ). То есть за те нарушения, которые чаще всего ведут к трагическим последствиям. В большинстве же случаев нарушители откупаются базовой штрафной сторублевой ставкой. Даже если довести ее до реальной «минималки» в 600 рублей, количество нарушений на дорогах сразу снизится на порядок.
Во многом аварийность на дорогах объясняется постоянным ростом числа автомобилей – в среднем на 40 тысяч в год. Дорожная же инфраструктура существенных изменений не претерпевает – за 2003 год дорожники «подарили» водителям всего 280 километров путей. И лишь малая часть из них соответствует элементарным нормам безопасности – каждая четвертая авария случается по причине плохого состояния трасс. Где-то у полотна низкие сцепные качества, где-то недоделаны насыпи, где-то отсутствует переход или дорожная разметка. В Татарстане, в частности, в его столице, есть дороги, сданные в эксплуатацию несколько лет назад, но официально не принятые органами ГИБДД. В частности, печально знаменитая Чистопольская улица, где нет не только переходов, но даже тротуаров, и где аварии происходят по нескольку раз в неделю.
Кстати, на балансе МВД РТ находится специализированное предприятие «Гостранссигнал», специализирующееся на установке светофоров и нанесении дорожной разметки. Однако в случае отсутствия того или другого Рифкат Минниханов советует винить не предприятие, которое, по его словам, является всего лишь подрядчиком, а районную администрацию, ответственную за наличие дорожной атрибутики. МВД РТ полномочно всего лишь применить в отношении местного руководства штрафные санкции.
Десять лет назад УГИБДД сделало в дорожной войне тактический ход: в структуре управления был создан фонд безопасности дорожного движения. За десятилетие творческой деятельности фонд обеспечил учебными пособиями по безопасности движения массу школ и детских садов республики, построил картодром в одном из райцентров, организовал в Казанской архитектурно-строительной академии новую специальность – «Основы безопасности дорожного движения» и даже изготовил шестнадцатисерийный мультсериал «Азбука дорожной науки». На все это и на многое другое в прошлом году ушло 265 миллионов рублей (столь внушительный бюджет фонда формируется за счет платежей за техосмотр и регистрационных сборов). Однако взрослые пешеходы вряд ли по достоинству оценят мультипликационное новшество – им куда важней обычный подземный переход.