Небольшой провинциальный городок Алейск в Алтайском крае известен тем, что долгие годы неподалеку от него дислоцировалась ракетная дивизия. После расформирования ее весной 2001 года в военном городке разместили мотострелковую дивизию. Именно на этой обнесенной бетонным забором территории и происходили нападения.
Слухи о появлении маньяка стали будоражить горожан еще с 1996 года. Некоторые жертвы обращались в милицию, но до возбуждения уголовных дел не доходило ни разу. Заявления таинственным образом исчезали и оперативных мероприятий по поиску опасного преступника никто не проводил.
Возможно, 1 марта 2002 года Сергея Чувахина так и не задержали бы, если бы не строптивость его очередной жертвы, которая крепко прихватила того за... мужское достоинство и держала, пока не подоспела помощь. Позже следствие выяснит, что в этот мартовский вечер та, на чье упорство преступник не рассчитывал, была не первой, а... четвертой по счету жертвой.
Первую, по данным следствия, он подкараулил у подъезда ее дома. И неудачно: на раздавшийся крик перепуганной женщины выбежала соседка. Чувахин поспешно ретировался. Уже спустя несколько минут он высматривал в качестве объекта для изнасилования одиноко гуляющую даму. Невысокого роста и хрупкого телосложения, значит, сопротивляться практически не будет. Однако на этот раз опера подвели сгущающиеся сумерки: он не заметил поводка в руках потенциальной жертвы и гуляющую поодаль собаку. Как только любитель агрессивного секса набросился на женщину, та окликнула своего четвероного друга. Насильнику пришлось отступить во второй раз.
Злость вперемежку с неудовлетворенностью накапливались. Говорят, что всего через пять минут он угрожал ножом девочке-подростку, приговаривая: "Беги, убежишь - не моя, догоню - моя!". Перепуганная девчонка побежала и с мольбами о защите буквально врезалась в толпу подростков. Зверское желание обладать женщиной продолжало лихорадить Чувахина, поэтому он не стал долго искать. Женщина была невысокого роста, прилично одета и без собаки. На 35-летнюю Ларису Чувахин обрушил всю злость за свои неудачи. Борьба, как потом установит следствие, продолжалась более 20 минут. Женщина узнала своего мучителя. Она заходила в горотдел милиции и видела его там на ступеньках лестницы. Поняв, что жертва его узнала, Чувахин решил убить женщину. Сдавливая горло руками, насильник размеренно бил ее головой сначала о бетонную стену, потом об железную подвальную дверь. Надежда на спасение гасла с каждой секундой, казавшейся женщине вечностью. "Удерживали мысли о дочери-инвалиде, как она без меня? Да и отец с матерью уже пожилые, такого горя они не перенесут. На ум пришла молитва..." - вспоминала позже те страшные мгновения Лариса.
Женщина из последних сил вывернулась и схватила насильника за ширинку. Взвыв от боли, тот закричал: "Отпусти, и я уйду!". "Подоспевшая помощь и мысль, что от боли изверг потерял самообладание, придали мне уверенность в собственных силах", - рассказывала позже Лариса.
Что было потом? По ее словам, коллеги и родственники Чувахина выгораживали его как могли, а на нее обрушился поток грязи. Были и попытка подкупа, и шантаж, и даже несанкционированный обыск в доме ее родителей. А приговор суда - 4 года 8 месяцев лишения свободы и вовсе шокировал многих участников процесса, не говоря уже о пострадавших.
Во время следствия стало ясно, почему Чувахин выбирал жертв именно на территории военного городка. Преступник, видимо, боялся, что женщины, обратившись в горотдел милиции, могут случайно увидеть его. А преступления, совершенные в военном городке, были не в ее компетенции.
Несмотря на обращения в милицию пострадавших от аналогичных преступлений женщин и слухи о нападениях, годами циркулирующие в военном городке, следователи по делу Чувахина не посчитали нужным опубликовать фотографию преступника в СМИ, засекретив сам факт его задержания. Однако неминуемое все-таки произошло. При оглашении приговора, на котором, несмотря на закрытость судебного процесса, по закону могут присутствовать все желающие, Чувахина узнала знакомая пострадавшей Тамара. Ее рассказ о том, как ее попытался изнасиловать и в итоге жестоко избил мужчина был очень похож на этот случай. Татьяна также активно сопротивлялась, царапалась, кричала, пока мужчина не начал наносить ей удары кулаками по лицу. Ее спасла неожиданно появившаяся прохожая.
Узнав о процессе над сексуальным маньяком, следом за Тамарой в прокуратуру Алтайского края обратились еще три женщины, которые в разные годы подверглись аналогичным нападениям с попытками изнасилования. В сентябре 2002 года в отношении Сергея Чувахина прозвучал первый приговор, а уже в ноябре следствие возобновилось по вновь открывшимся обстоятельствам. Заниматься "Делом Чувахина" было поручено следователю краевой прокуратуры Андрею Лапину.
Самой молодой жертвой преступника оказалась студентка барнаульского вуза Оля. В тот вечер Ольга шла к подруге вернуть школьные тетради. "Он ударил меня по ногам, я упала на землю, потом начал бить, давил на глаза пальцами, - ежась, словно от холода, вспоминает нападение девушка, - зажал мне нос и рот перчаткой, потом попытался стянуть с меня джинсы, но в перчатках это сложно было сделать. Избил меня сильно: лицо у меня был сине-черное. Если бы мальчишки не подбежали, он бы меня, наверно, убил".
По рассказу очевидцев, пока один парень пошел провожать избитую Олю до дома, двое других бросились догонять преступника. Увидев, что к нему приближаются, тот начал размахивать удостоверением и кричать, что он - работник милиции. Парни не стали к нему приближаться, но потребовали, чтобы он пошел следом за ними. Однако по дороге мужчина, улучив момент, сбежал.
Позже следствие выяснит, что за 15 минут до нападения на Олю преступник напал на Нину. Ей он тоже давил на глаза (даже сломал очки), бил кулаками по лицу и угрожал зарезать, если она не прекратит сопротивление. Осуществить безумное, похотливое желание помешал проходивший мимо мальчик. Женщина вовремя нашлась, крикнув, что это ее сын. Насильник, видимо, поверив, сорвал с жертвы шапку и убежал. Эту шапку позже нашли на козырьке подвала, где спустя 15 минут была избита неизвестным мужчиной Оля.
Все четыре эпизода нападения походили один на другой.
В марте 2003 года новое уголовное дело было передано в суд.
Как и на первом процессе Чувахин всячески отрицал свою вину. Он опровергал каждое предъявленное ему обвинение. За подсудимого, как того и следовало ожидать, снова встали горой родственники и бывшие сослуживцы, а для участия в судебном процессе были наняты сразу два адвоката. Одна из пострадавших стала невольной свидетельницей откровенной беседы двух правоохранительных чинов, спокойно, как уже о свершившемся факте рассуждающих о том, что Чувахина оправдают.
Не отрицая сами факты нападения на женщин, суд тем не менее счел доказательства вины Чувахина недостаточными. И хотя трое женщин утверждали, что узнали подсудимого и что ошибаться не могут, так как хорошо его рассмотрели, а время, место совершения преступлений и обстоятельства были идентичны нападениям, произошедшим 1 марта 2002 года, суд тем не менее вынес ему оправдательный приговор.