Незавязанный шнурок на ботинке Гагарина

Последние опросы фонда "Общественное мнение" еще раз подтвердили, что самой большой популярностью пользуются Новый год (89%) и день рождения (78%). В списке лидеров также оказались Пасха и 8 Марта. О праздниках, любимых и нелюбимых, старых и новых мы беседуем с режиссером, президентом Фонда защиты гласности Алексеем Симоновым.

- Алексей Кириллович, самыми обожаемыми праздниками у нас всегда считались Новый год и день рождения, в вашей семье какие праздники особенно любили?

- Ну, конечно, Новый год. Вообще в еврейской части моей семьи было очень трепетное отношение к праздникам. У деда было три дочки, в том числе моя мама. Дед свято соблюдал всякие праздники, потому он очень любил делать своим дочерям подарки. На день рождения каждая получала отдельный подарок, а на 8 Марта (праздник точно не для деда) они все, включая бабушку, получали одинаковые. Вообще я считаю, что праздники добрые люди любят больше, чем злые. Праздники это ведь возможность кого-то одарить, это ужасно приятная возможность. Доброта, правда, бывает чрезвычайно разорительна для семейного бюджета.

Я тоже очень любил получать подарки, правда, последнее время нарушилась одна из самых приятных составляющих подарка - тайна. Я собираю черепах (на сегодняшний день у меня более полутора тысяч черепах), и это довольно широко известно. Поэтому, когда мне говорят, что для меня есть подарок, я уже точно знаю, что это очередная черепаха и что скорее всего она у меня в коллекции уже есть (смеется).

- Молодые, как известно, отмечают праздники активнее, чем люди в возрасте. В воскресенье прошел праздник, который с удовольствием празднуют все студенты, - Татьянин день. Во времена вашего студенчества вы как-то отмечали этот день?

- Никакого Татьяниного дня и в помине не было, хотя 25 января физики устраивали свой капустник, но до нас (гуманитариев) это не доходило, мы даже никогда не связывали это с Татьяниным днем.

Самый большой праздник, который я помню в свое студенчество, это 1961 год, 12 апреля. Мы сорвали занятия и вышли на Красную площадь еще до того, как было принято решение о всенародном гулянии. Я был человеком с очень сильным голосом, поэтому лозунги поручили кричать мне, и запихнули меня на Лобное место. Рядом со мной стоял дяденька в "гороховом" пальто и не знал, как ему реагировать, потому что, с одной стороны, ему надо было прекращать, потому что это было стихийно, с другой стороны, надо было поддержать, потому что было восторженно и очень патриотично. Поэтому сначала он давал мне что-то кричать, потом стал меня подталкивать к краю Лобного места на улицу Горького, прошли до площади Маяковского, у памятника Маяковского традиционно почитали стихи, и в это время пришло сообщение, что Гагарин вернулся. Два дня спустя, когда встречали Гагарина, было уже на так интересно. Все уже были выстроены, с флажками, уже распределено кто, где и как, поэтому самым трогательным эпизодом оказался не завязанный шнурок у Гагарина на башмаке.

- А как вы относитесь к таким праздникам, как Рождество, Пасха, Масленица?

- Масленица для меня не праздник, а повод поесть блинов. Рождество никогда не праздновал и стал отмечать каким-то образом только после того, как жена стала сильно верующей и церковные праздники вошли у нас в обиход. Но не могу сказать, что они стали для меня праздниками, я просто отношусь к ним с симпатией. Я вообще завидую людям, которые сохраняют в себе способность праздновать.

Вот, скажем, ветераны реагируют на 9 Мая, при этом зачастую уже абсолютно не обращают внимание ни на историю этого праздника, ни на проблемы его. "Это наш праздник, и отдайте нам в этот день должное". Они и правы и не правы. Я ходил на эти праздники и действительно поражался первое время одухотворенности. А потом я стал находить ряженых, их полно.

- У нас на глазах изменилась страна, изменились люди, на ваш взгляд, отношение к праздникам поменялось?

- Думаю, да. Праздников стало больше, а историческая оправданность их стала меньше. Ведь праздник - это, как город твоей юности. Что хорошо в городе твоей юности? В нем огромное количество географических мест, связанных с тобой душевными воспоминаниями. Так и праздник. Когда праздник появляется вновь, он должен нажить эти исторические мышцы. А у нас назначают праздники, очертя голову, совершенно не пытаясь их ничем поддержать. Они - праздники, потому их назначили праздниками. День независимости России. Независимости от кого?

- Мне всегда каким-то неестественным праздником казался День Советской Армии, совершенно непонятно было, что праздновать, вы как-то будете его отмечать?

- Традиционно девочки в нашем учреждении поставят бутылку и потребуют, чтобы я прочел какие-нибудь военные стихи, я прочту, мне не жалко. Знаете, в этом смысле, что 23 февраля, что 8 Марта, одинаковы. Меня раз и навсегда поразило высказывание Бердяева - человек впервые ощущает себя ущербным в ту минуту, когда ощущает себя мужчиной или женщиной. Так вот это два праздника своей ущербности, тем более, как выяснилось, к рождению Советской Армии 23 февраля не имеет никакого отношения. Слава богу, 1 Мая оторвалось от Чикагской забастовки, праздник Весны - уже хорошо. Но ведь огромное количество праздников назначено не в точный день. Вот почему мы празднуем трехсотлетие российской прессы в связи с выходом напечатанной Петром газеты? Это еще ж не пресса, это царь напечатал себе газету. Мы к истории относимся бесцеремонно. Нам надо - история всегда готова подчиниться.

- Будь ваша воля, какой бы вы праздник учредили?

- (Пауза) Наверное, я праздновал бы день отмены крепостного права. Но только его, конечно, надо было учреждать намного раньше. В нашей стране это может быть одним из самых существенных дней, который так же, как и остальные праздники, в конечном счете не оказал серьезного влияния на нашу историю.

Комментарий

Елена Бережковская, психолог

Народ наш, как выяснилось, привык к праздникам-кульминациям. Если верить психологам, суть любого праздника - вдруг свалившееся на голову, нежданно-негаданно произошедшее "внеситуативное общение". Это когда шапкой об пол: "Гори оно все синим пламенем!". Свечи на стол, в графин махровую розу, а обычную котлету украсить фольгой.

Праздник - перерыв бытия, выход из буден в пространство возможных чудес. Праздник при правильном психологическом настрое тоже ожидание чудес или, на худой конец, чудачеств... К слову, эстетика паузы, перерыва в будничном течение жизни в наибольшей степени культивируется в японской художественной традиции. Их праздники-любования цветением сакуры или осенней луной по эмоциональной силе воздействия на участников превосходят и латино-американские карнавалы, и буйные игрища папуасов.

При всей новизне и внезапности торжества "наваливаться" оно должно по кем-то предопределенному сценарию. Ритуал помогает повторить мгновения наивысшего праздничного подъема.

Праздник, при всей реальности происходящих событий, всегда условен. Эта условность - источник той самой, воспетой Михаилом Бахтиным карнавальной, смеховой культуры.