27.01.2004 03:45
    Поделиться

    Миллиардный бюджет судов

    Допрос в прямом эфире

    С начала этого года судебный департамент приступил к созданию государственной автоматизированной системы "Правосудие". Условно ее можно назвать судейским Интернетом. Ведь она соединит компьютеры абсолютно всех судов - от районного до верховного - в единую сеть. Само по себе это удовольствие не дешевое. Цена вопроса: полтора миллиарда рублей на три года. А что получат от этого граждане? В идеале - меньше бюрократических проволочек. Предполагается, что судьи смогут скорее находить нужную информацию в базах данных, а канцелярии - быстрее выдавать нужные справки. Но все же эта система будет для сугубо внутреннего пользования. Человеку со стороны вход в нее заказан. Ее задача - облегчить и ускорить работу судьи настолько, насколько это могут сделать компьютеры и современные информационные технологии. Если это получится, граждане безусловно почувствуют на себе.

    - От обычного Интернета мы тоже не отказываемся, - говорит Александр Гусев. - Наши судьи уже сейчас активно пользуются Всемирной сетью. У областных судов появятся или уже появились свои сайты, где кроме прочего будут указаны адреса и телефоны всех нижестоящих судов.

    Кроме виртуальных просторов российские суды активно выходят и в телеэфир. Многие газеты опубликовали фотографию, где Михаил Ходорковский смотрит с телеэкрана на суд, рассматривающий его жалобу. Миллиардер находился в это время в следственном изоляторе, а в процессе участвовал при помощи системы видеоконференцсвязи.

    Такие вот "телевизионные" суды для нашей страны давно не новость. Не только в Москве, но и в некоторых регионах России (скажем, в Челябинской области) они стали привычным делом. Но все же раньше подобные системы были уделом избранных судов. В перспективе же видеоконференцсвязь соединит абсолютно все суды (даже районные из самых отдаленных уголков) и многие следственные изоляторы.

    Как утверждают в судебном департаменте, эта аппаратура позволит обеспечить эффект максимального присутствия заключенного в судебном заседании. Он даже сможет передавать информацию на бумаге в зал суда. Для этого в сизо будут (или уже) установлены сканеры, а в зале суда - лазерные принтеры.

    В перспективе профессия судьи должна стать одной из самых высокооплачиваемых.

    - Это очень дорогая вещь, но в конечном счете она дешевле и безопасней, чем постоянное этапирование заключенных в суд и обратно, - говорит Александр Гусев. - Для экономии времени предлагается даже ходатайства об аресте рассматривать по видеоконференцсвязи. Тем более она необходима, когда Верховный суд рассматривает кассационную жалобу человека, осужденного, скажем, где-нибудь на Камчатке. Сравните, что дешевле и безопасней: везти заключенного через всю страну или провести процесс по видеосвязи?

    Должны оценить подобные чудеса техники и свидетели. Они тоже могут давать показания, образно выражаясь, по телевизору. Правда, для этого потребуется специальное разрешение судьи и в случаях, когда свидетелю угрожает опасность. Подобные прецеденты уже были. Например, в суде над бандой Хади-Такташ в Татарстане.

    Уголовные дела разыграют в лотерею

    Уже несколько лет в судах идет крупная перестройка. Судебный департамент капитально ремонтирует старые здания судов и строит новые. В 2002 году справили новоселье (в отстроенных заново или приведенных в божеский вид домах) почти двести шестьдесят судов. В прошлом - примерно двести восемьдесят. В этом году планируется еще больше. Но работы хватит надолго. Ведь всего в России две тысячи пятьсот шестьдесят четыре суда общей юрисдикции. И сто пятьдесят один военный суд.

    - В Советском Союзе к судам было своеобразное отношение, - говорит Александр Гусев. - Они были скорее придатком системы, чем полноценной третьей властью. Поэтому можно привести единичные примеры достойных домов правосудия, где удобно было бы и судьям, и гражданам. Суды располагались в бывших помещениях бань, церквей, мастерских.

    В Москве есть один суд, который работает в здании... дореволюционного борделя. Вот такая наследственность. А ведь храм правосудия должен строиться по особому проекту. Между тем из всех судов Москвы только три здания изначально строились как судебные.

    - Нужны большие залы заседаний, - объясняет Александр Гусев. - Для подсудимых требуется отдельный вход. Если по науке, то должны быть отдельные места для свидетелей от защиты и обвинения. А человек, пришедший в суд, должен знать, куда идти, в каком зале рассматривается его дело, что нужно сделать, чтобы подать заявление.

    В плане организации жизни судов Россия не стесняется перенимать и зарубежный опыт. В нашей стране уже действуют семь судов, в которых проходят пилотные эксперименты. Три - совместный российско-канадский проект. Это Калужский районный суд Калужской области, Ленинский райсуд Воронежа и Ленинский райсуд Курска. Два работают по американской программе: Пушкинский райсуд Санкт-Петербурга и Приокский райсуд в Нижнем Новгороде. Кроме того, в ближайшее время стартует российско-шведский проект, по которому будут оснащены один суд из Великого Новгорода и один из Псковской области.

    Главное отличие пилотных судов от обычных российских - это изменение самого духа правосудия. Закон и гражданин - прежде всего. Американцы и канадцы не просто оснастили суды по образу и подобию своих заокеанских домов правосудия. Они учат наших служителей Фемиды, как принято работать в цивилизованных странах. Гражданина, который приходит в суд, не гоняют по разным этажам за кучей справок. Все канцелярии собраны на первом этаже в одном месте. Там же ведут прием помощники судьи, которые консультируют граждан, обращающихся в суд.

    Дела судьям в пилотных судах распределяет компьютер, как в лотерее. При этом всем достается равномерное число дел. В большинстве же обычных судов дела расписывает председатель суда.

    А пока, чтобы снизить нагрузку, решено увеличить штаты. В этом году в России появится еще более чем пять с половиной тысяч судейских работников. Из них почти тысяча восемьсот - судьи районных судов.

    Сколько стоит справедливость

    Но ни один компьютер и ни одна научная норма не отменят человеческий фактор. Ведь вершить правосудие будут живые люди. Поэтому ни один евроремонт не поможет, если в суде заседают черствые, бессердечные люди. Или зависимые чиновники.

    Про черствость трудно сказать - это скорее из области эмоций. Люди везде разные. С этого года во все суды начал поступать бюллетень Европейского суда по правам человека. Судьи должны ориентироваться на него. Пытаются в судебном департаменте и изменить психологию председателей судов, чтобы те не отгораживались от общественности, привечали журналистов.

    А вот с материальной зависимостью судей покончено. По крайней мере, так утверждают в судебном департаменте Верховного суда.

    - Суды полностью независимы от властей субъектов Федерации, - заявляет Александр Гусев. - Они финансируются из центра. Даже начальников территориальных органов судебного департамента назначают в Москве, без согласования с местными властями. Центр покупает квартиры судьям, оплачивает коммунальные счета судам, решает проблемы медицинского обслуживания. Сейчас нуждаются в жилье примерно восемьсот судей. Но эти проблемы должны решить именно мы, а не местные власти. Потому что так достигается независимость. Система ипотечных кредитов пока в нашей стране, к сожалению, не развита. Где взять квартиру судье, который в этом нуждается? Если он пойдет на поклон к местной власти, то и будет у нее в долгу. Но теперь, повторюсь, федеральные судьи стали действительно федеральными. Материально они никак не зависят от местных властей, даже в жилищных вопросах. Причем с 2002 года судебный департамент обеспечивает и военные суды, которые теперь тоже не зависят от военного командования.

    В общем, судьи не должны и, скорее всего, не будут нуждаться. Ведь фраза из известного кинофильма: "Чтоб ты жил на одну зарплату" - к служителям Фемиды подходит как нельзя лучше. Планируется, что в перспективе профессия судьи должна стать одной из самых высокооплачиваемых.

    За это судьи должны благодарить Федеральную целевую программу по развитию судебной системы на период до 2006 года, инициированую Президентом России. Стоимость данной программы - сорок пять миллиардов рублей. Эти деньги идут не только на довольствие судей, но и на ремонт, строительство и приобретение зданий, техническое оснащение судов (в первую очередь - районных). Но большую часть выделенных средств направят на повышение зарплат. Последнее повышение зарплаты запланировано на 2005 год.

    - В программе предусмотрено поэтапное увеличение окладов судей и доведение их в среднем до двадцати восьми тысяч рублей, - говорит Александр Гусев.

    Но простые смертные - к счастью или к сожалению - смогут видеть этих самых судей теперь разве что на процессе. По новым законам судьи больше не ведут прием по личным вопросам. Этим будут заниматься помощники судей. Не те помощники, которые призваны бегать за сигаретами и подавать кофе. А настоящие специалисты с высшим юридическим образованием. Институт помощников судей еще только появляется в России. Планируется, что именно они будут помогать судьям изучать дела, а также вести прием граждан.

    Поделиться