28.01.2004 04:12
    Поделиться

    Отвоеванная льгота

    Житель Татарстана Н.Седойкин обратился в Конституционный суд республики с жалобой на нарушение его конституционных прав. Гражданин Седойкин полагал, что, как бывший несовершеннолетний узник фашизма, имеет право наравне с инвалидами ВОВ пользоваться 50-процентной льготой по оплате жилплощади и коммунальных услуг. Причем не только сам, но также и живущие вместе с ним дочь и внучка.

    При рассмотрении жалобы Конституционный суд Татарстана пришел к выводу, что оценить постановление кабинета министров Татарстана в части, касающейся сути жалобы, возможно только с учетом оценки федерального законодательства, прежде всего это Федеральный закон "О ветеранах", а также постановление Правительства РФ, еще в 1981 году утвердившее Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Поэтому Конституционный суд Татарстана и обратился с соответствующим запросом в Конституционный суд Российской Федерации.

    Прокомментировать решение Конституционного суда РФ "РГ" попросила судью КС Николая Бондаря.

    - Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены Указом Президента в 1992 году, фактически приравнявшим их к категории инвалидов ВОВ по материально-бытовому обеспечению. Таким образом, на несовершеннолетних узников фашизма распространялось и постановление Правительства РФ 1981 года, утвердившее Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.

    Позже, в 1995 году, был принят Федеральный закон "О ветеранах", в котором указано, что

    50-процентная льгота по оплате жилплощади, предоставляемая инвалидам войны, распространяется и на членов семьи. В пункте же, который говорит о льготах по оплате коммунальных услуг, "члены семьи" не указаны.

    Но когда принимался этот закон, Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих 1981 года не было отменено. Согласно же этому Положению льготы по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются также и на членов семей инвалидов войны. Так возникла своего рода правовая коллизия, повлекшая в том числе и ситуацию, когда суды разных инстанций принимали по искам граждан противоположные решения.

    Эту неопределенность пытался преодолеть Минтруд, выпустив в 1999 году разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам и разослав соответствующие письма в субъекты Федерации. В них также подчеркивалось, что льготы ветеранов не должны распространяться на живущих с ними членов их семей.

    Проверяя конституционно-правовой смысл соответствующих положений Федерального закона "О ветеранах" в их взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами, Конституционный суд пришел к выводу, что "права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены". Установленные законом льготы должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам войны, но и на совместно проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых обязательств.

    При этом Николай Бондарь подчеркнул, что Конституционный суд отметил право федерального законодателя вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений не должны нарушаться положения Конституции РФ, закрепляющие, что мы живем в "демократическом правовом социальном государстве".

    Документ опубликован в "Российской газете" от 27 января.

    Поделиться