28.01.2004 01:22
    Поделиться

    Толкиен бьет насмерть

    Стали известны номинанты 76-го "Оскара" - главного кинематографического события североамериканского континента и наиболее влиятельной кинопремии мира. Лидером стал, как и ожидалось, третий "Властелин колец: Возвращение короля". В шорт-листе "фильмов на иностранном языке" нашего "Возвращения", увы, нет. И вот это, в отличие от вчерашних результатов "Золотого глобуса", уже можно считать неудачей.

     

    Как люди "иноязычные" (т.е. не англофоны), с "иноязычных" картин и начнем. В кругу избранных оказались "Вторжение варваров" канадца-франкофона Дени Аркана, чешская лента Ондрея Трояна "Зелари" - драма о событиях Второй мировой войны, "Сумеречный самурай" японца Юджи Юмады об угасающем самурайском племени XIX века, "Сестры-двойняшки" Бена Сомбогаарта - экранизация голландского бестселлера, и "Зло" шведа Микаэля Хафстрема о школьной "дедовщине". Лидирует здесь, несомненно, каннский лауреат 2003 года Дени Аркан - он уже в третий раз попадает в "оскаровские" номинанты, что само по себе рекомендация выдающаяся (до "Варваров" были "Закат американской империи" и "Иисус из Монреаля"). На этот раз его имя фигурирует в двух номинациях сразу - еще и как автора оригинального сценария. Победительница в гонке за "Золотым глобусом" афганская "Осама" в гонке за "Оскаром" сошла с дистанции.

    Среди американских картин впереди всех "Властелин колец: Возвращение короля". Финальная часть фантастической трилогии Питера Джексона имеет 11 номинаций, включая "лучшую режиссуру", "лучший фильм", "сценарий", "песню", "саундтрек", "визуальные эффекты", "монтаж", "художник", "костюмы", "грим". Все, кто под костюмами и гримом, т.е. актеры, пролетели, что правильно.

    В затылок "Властелину" дышит "Хозяин морей. На краю земли" Питера Уира - у него 10 номинаций, тоже включая все самые главные. Приключенческая лента о морских сражениях наполеоновской поры еще раз подтвердила возрастающий крен "большого кино" к искусству компьютерных развлечений, которое уже находится в опасной близости к индустриальным конвейерам.

    Кроме этих двух, лучшими фильмами потенциально могут быть названы "Трудности перевода" Софии Копполы, "Мистическая река" Клинта Иствуда и "Фаворит" - лошадиная ретро-сага Гэри Росса. То есть комедия, триллер и условно "серьезное кино" про эру Великой депрессии.

    София Коппола, снявшая симпатичную комедию "Трудности перевода", стала третьей в истории женщиной-режиссером, которая претендует на "Оскара" в этом качестве (до нее были Джейн Кэмпион и Лина Вертмюллер). Обычно сторонники женской эмансипации этим этапом номинации и ограничивались - нетрудно предсказать, что так будет и теперь. Плечо к плечу с Софией Копполой, Питером Уиром и Питером Джексоном в номинации на лучшую режиссуру стоят еще Клинт Иствуд и бразилец Фернандо Мейреллес с шокирующим фильмом "Город бога", который в эти дни выходит на экраны России.

    Актерские номинации на этот раз разошлись со многими главными категориями, что теоретически можно понять так: в лучших фильмах играют посредственные артисты. А самые хорошие артисты сыграли в "Пиратах Карибского моря" (Джонни Депп), "Доме из песка и тумана" (Бен Кингсли), "Трудностях перевода" (Билл Мюррей), "Холодной горе" (Джуд Лоу и Рене Зеллвегер), "Таинственной реке" (Шон Пенн, Тим Роббинс и Марша Гей Харден), "Тормозе" (Алек Болдуин), "Последнем самурае" (Кен Ватанабе), "21 грамм" (Бенисио Дель Торо и Наоми Уоттс), "В Америке" (Джимон Хансу и Саманта Мортон), "Китовом наезднике" (Кейша Касл-Хьюз), "Монстре" (Шарлиз Терон) и "Любви по правилам и без" (Дайэн Китон).

    С недавних пор в регламенте "Оскара" появилась новая номинация: "лучший полнометражный анимационный фильм", и здесь засели "Братец медвежонок", "Трио из Белвилля" и в "Поисках Немо" - одна лента лучше другой, разбегаются глаза.

    Некоторая неудача постигла фаворита гонки историческую картину Энтони Мингеллы "Холодная гора" из времен Гражданской войны: ни любимая народами Николь Кидман, ни сам Мингелла в номинанты не попали. Зато заметен успех фильма "Дом из песка и тумана" бывшего нашего гражданина, а ныне быстро делающего карьеру американского режиссера Вадима Перельмана ("РГ" о нем подробно писала): у него номинации за лучшую актерскую работу (Бен Кингсли) и лучшую музыку (Джеймс Хорнер).

    Что же касается "Возвращения" Андрея Звягинцева, то его коллекция призов и без "Оскара" уже не имеет прецедентов в истории нашего кино - для нее пришлось бы выделить в кинематографическом музее целую витрину. Это я для тех, кто склонен позлорадствовать...

    Кстати

    По традиции, перед самым объявлением "оскаровских" номинаций своих избранников назвала "Золотая малинка" - антипремия за самые сомнительные достижения в кино. Лидером по количеству номинаций - девять - стал "Джильи" (номинированный как худший фильм) режиссера Мартина Бреста (он номинирован как худший режиссер и худший сценарист), главные роли в котором сыграли разругавшиеся на днях голливудские жених и невеста Дженнифер Лопес и Бен Аффлек (оба номинированы каждый в своей категории как худшие актер и актриса, а вместе - как худшая экранная пара). Кроме них отборочная комиссия прошлась по другим голливудским знаменитостям: досталось Алеку Болдуину, Аль Пачино, Сильвестру Сталлоне и Кристоферу Уокену (худшая роль второго плана), а также Дрю Берримор, Камерон Диас, Анджелине Джоли (все номинированы на звание худшей актрисы). Смешно, что Алек Болдуин фигурирует одновременно в номинациях "Худший актер" в "Золотой малинке" за фильм "Дело в шляпе" и "Лучший актер" - в "большом "Оскаре" за фильм "Тормоз". Оргкомитет премии не побоялся включить в номинацию "худшая режиссура" братьев Вачовски, которым к тому же инкриминируется создание "худшего сиквела" - так обозвали сразу две (вторую и третью) части "Матрицы". Среди "обиженных" фильмов также фигурируют "Лара Крофт, расхитительница гробниц: Колыбель Жизни", "Тупой и еще тупее тупого", "Дети шпионов 3D: конец игры" и "Дочь моего босса". Своих "лауреатов" премия "Золотая малинка" назовет 28 февраля, за день до "оскаровской" церемонии. Правда, "вручением" это назвать сложно - мало кто из актеров отваживается прийти за призом - большой позолоченной малиной на рулоне спутанной кинопленки.

    Поделиться