28.01.2004 03:00
Поделиться

Подводная война

С первых дней войны перед гитлеровцами стояла задача: «флот большевиков на Балтике должен быть уничтожен». Стратегической же целью подопечных Адольфа Гитлера, безусловно, был Ленинград. Захватив его и уничтожив Балтийский флот, они планировали провести широкомасштабное наступление на Москву, задействовав в этой операции группу армий «Север». Тем самым фашисты намеревались одержать быструю победу.

Почему фашисты стремились к тотальному контролю над Балтикой? Еще и потому, что через Ботнический залив из нейтральной Швеции немцы вывозили высококачественную железную руду, никель и кобальт. Это сырье прямым ходом шло на заводы в Германии, производившие военную технику: самолеты, танки, артиллерию и субмарины.

Уничтожить Балтийский флот фашистам не удалось – но удалось «запереть» его на некоторое время в Финском заливе. Наши «стальные щуки» не только не спешили интернироваться, не только не сдались на милость победителя, но нашли возможность прорваться в Балтику уже в конце первого года войны. А в 1942-м они уже вовсю действовали на морских коммуникациях противника. Начиная с июня три эшелона балтийских подводных лодок сражались в морском тылу врага. Это были в основном «щуки», 17 больших субмарин и одна «малютка». Лодки прорывались сквозь минно-заградительные позиции и десятки минных полей – на них контактные и неконтактные мины были установлены через каждые 25 метров – попробуй лавировать в такой заградительной гуще! Но в октябре 1942-го Аландское море и прилегающие районы буквально кишели нашими лодками, атакующими противника. Фашисты для борьбы с ними подключили три финских подводных лодки. Именно с ними связана загадочная история гибели трех наших субмарин.

21 октября, 25 октября, 5 ноября наши подводные мстители С-7, Щ-307 и Щ-305 при всплытии в надводное положение в темное вечернее время собирались подзарядить аккумуляторные батареи, произвести набивку воздушных баллонов и проветривание отсеков. Во всех трех случаях рядом оказывались финские лодки – тоже в надводном положении – и наносили субмаринам смертельный удар. Таким образом, примерно в одном и том же месте Балтики лежат на морском дне три жертвы финских торпед.

Историки до сих пор пытаются решить эту загадку. О ней говорили и на военно-исторической конференции «60 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Почему три финских подлодки три раза подряд сидели в засаде именно в той точке, где должны были всплыть наши «стальные щуки»? Откуда капитаны знали точное время всплытия «балтийцев» и почему поджидали своих жертв в полной боевой готовности? Кто разгадает тайну групповой засады? Найдет ли подтверждение подозрение в том, что к финским капитанам по скрытым каналам шла информация оттуда, где точно были известны боевые задания для каждой из наших подлодок, со всеми точками, временами и координатами?

Над загадками военной истории бьются исследователи, а история уже известная свидетельствует неопровержимо: морская война, в которой участвовали балтийцы, умерила пыл захватчиков. Только в 1942 году, в преддверии прорыва блокады, наши «щуки» потопили 51 транспортное судно, а наши потери составили 12 подводных лодок.