28.01.2004 03:40
    Поделиться

    В забеге-2007 приз - 2008

    Политтусовка и экспертное сообщество обсуждают проблемы побед и поражений в 2007 и в 2008 годах так серьезно, как будто и сами верят, что эти дни не за горами. Ищут преемников Путина, ищут способ, при помощи которого Путин мог бы остаться у власти (увеличение президентского срока, превращение в парламентскую республику), а также пытаются догадаться, кому из ныне действующих федеральных политических партий удастся перескочить 7-процентный барьер на выборах в Думу. Тем временем партийные "старожилы", по существу, оказались вытеснены с привычной поляны "Единой Россией" и теперь явно переживают кризис роста. КПРФ стремительно теряет беспартийных патриотов, голосовавших за нее, и явно рискует маргинализироваться. ЛДПР, несмотря на победу в Думе, не может рассчитывать даже на тень влияния, не получив ни одного комитета и абсолютно утратив функциональную полезность. Ведь при наличии конституционного большинства любая малая фракция выглядит побирушкой у большого магазина. Неудача СПС и "Яблока", и вовсе не попавших в парламент, настолько обескуражила обе структуры, что даже возродила было тему объединения, заведомо невозможную ни с электоральной, ни с вождистской точек зрения.

    Когда Думу избирали в 1995 году, в парламент рвались 42 участника. В 1999 году до выборов были допущены 26 партий и избирательных объединений, в 2003-м - 23. Зато партий, подавших заявки на регистрацию в Минюст, было более 40. Между тем по закону о политических партиях каждое подобное объединение, чтобы сохранить свой статус, обязано ежегодно отчитываться по результатам уставной и финансовой деятельности, а также представлять доказательства, подтверждающие участие или намерение участвовать в выборах (списки выдвинутых кандидатов). За нарушения Закона об экстремизме уже были наказаны не только национал-большевики, но злоупотреблявшая православной пропагандой партия "За Русь Святую". В отношении остальных пока Минюст демонстрирует гуманность и терпеливо выжидает, пока раздутые под предвыборную кампанию партийные проекты потихоньку самоликвидируются. Ведь столь мучившее политиков требование обязательно иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Федерации, причем с необходимой численностью около 100 партийцев, теперь придется подтверждать все четыре года до выборов. Возможно, именно поэтому забуксовал партийный проект "Родина", учредительную конференцию которого сначала планировали провести чуть ли не сразу после новогодних каникул. Сейчас Сергей Глазьев, а именно он выступает инициатором появления новой партии (что-то левое, что-то некоммунистическое, что-то похожее на социал-демократов), уже говорит о том, что партия появится к концу 2004 года, и это пока единственный партийный проект в нынешнем году. Конечно, "Комитет-2008", созданный Гарри Каспаровым, Борисом Немцовым и журналистами разрушенного "Медиа-Моста", больше похож на экспертный клуб, чем на партийный проект.

    Партийные инкубаторы уже давно не производят новых лидеров, а скорее консервируют заслуженную политическую элиту. Вот три партии, проигравшие выборы, - КПРФ, СПС и "Яблоко", но ни одна не провела до сих пор кардинального обновления руководства, у руля все те же лица. Каким-то странным образом оказалось, что новые фигуры, причем тесно связанные с регионами, есть только у "Единой России". Даже отбросив питерскую составляющую, эта партия единственная сохранила среди первых лиц главу администрации - президента Татарстана, а среди думских начальников - Слиску и Володина из Саратова, Морозова из Казани, Катренко из Ставрополья. Если учесть, что в верхнюю палату парламента все чаще попадают люди с московской или питерской пропиской, имеющие весьма отдаленное отношение к регионам, то получается, что единороссы фактически монополизировали рекрутирование региональной элиты и ресурсов. Правда, и "яблочники", и правые на своих съездах много говорили о необходимости повышения роли регионального руководства в деятельности партии, но эти разговоры - такой же привычный атрибут съездов, как бутерброды на одноразовой посуде в перерыве между заседаниями.

    Словом, федеральным партиям предстоит искать себя во внепарламентской деятельности. Но с чем это едят и какая польза от этого избирателям - сплошная загадка как для самих политиков, так и для населения.

    Поделиться