У Стручковой свои разведданные о будущем России: каждая ее работа - ребус, который дешифровывать приятно, весело и опасно. Опасно потому, что картины нашпигованы информацией, как политический сайт: кликни "мышью" своей памяти и получай сведения. Идея забавная до ужаса. Наташа решила заново представить знакомые места Первопрестольной - с некоторыми дополнениями и изменениями. Вот гигант Петр Первый, прорывающийся сквозь льдины церетелиевских фантазий, соседствует с Центральным Домом художника, который (чистейшая правда!) оккупировали все кому не лень, кроме творцов, - тут и там видны арт-менеджеры, принявшие обличье уродцев из голливудских сериалов. Внизу маршируют толпы солдатиков, прибывших на встречу с прекрасным. Внимательно прицеливается в ботик Петра поросенок, но огромная рыба из русских сказок уже готова очистить Москву от главной скульптуры Зураба Константиновича. Наталья уверена, что герои советских мультяшек объединились в борьбе за умы россиян с западными покемонами. И наступление идет по всем фронтам.
- Наташа, вы сталкиваете в московской толчее персонажей советских мультиков и их западных собратьев - за кем будет победа? И кого должны остерегаться россияне?
- Опасаться нужно всех этих персонажей, потому что они, пришедшие из телевизора, давно уже объединились! Чебурашки опокемонились, а мы впали в зависимость от них.
- Мы все больше уходим от реальности. Интернет - официально разрешенный наркотик глобального характера, как и телевидение...
- Вот именно! Мы уже "подсели" на них - и взрослые, и малыши. Герои сказок изменились, это уже не те добрые зверушки, которых мы помним с детства, они влились в монструозную волну агрессии, исходящую отныне от игр, компьютера и мультсериалов...
Нашествие виртуального мира в работах Натальи проходит под восторженные крики осажденных - нас с вами. Мы согласны на такое рабство. Потребляем не задумываясь любую информацию. Вот картина "Демонстрация": площадь заполнена однообразными человечками с разными политическими взглядами. "Какая зарплата - такой и исход", - скандируют рабочие и служащие. "Следуй за белым кроликом", - рекомендуют фанаты "Матрицы". Длинноногие красотки протестуют против чрезмерных мужских амбиций в постели, мусульмане распевают о своем вечном, а Чебурашка-робот несет плакат "Открытым исходным кодам - НЕТ! Коммерческому программному обеспечению- ДА!" Тут много узнаваемых по теленовостям персонажей, не дающих масс-медиа разориться: шахиды, проститутки, верные ленинцы, пофигисты, голосующие "Против всех", молчуны и трудоголики, экстремисты и пацифисты. Среди них - волк из "Ну, погоди!", следящий за группой фанатов "Белого кролика", зайцы, компьютерные уродцы. Как веб-дизайнер Стручкова давно поняла, где враг. Атипичная пневмония ничто в сравнении с телезависимостью.
- Как можно вылечиться? У вас есть вакцина?
- Да, эта вакцина - творчество и хорошее академическое образование. По своему ребенку я с тревогой замечаю, как он не защищен от агрессии этого виртуального мира. Он прилипает к телевизору, смотря бесконечные мультики, не может оторваться от компьютерных монстров.
- Но вы сами столько лет занимаетесь компьютерной графикой. Не боитесь, что забудете, как грунтовать холсты и работать настоящей кистью?
- Главное - идея. Не имеет значения, как ее достичь - средствами компьютерных программ или классической живописью. Я намеренно смешала понятия - чисто компьютерные свойства перенесла на классическую живопись: мне хотелось совместить эти две реальности...
Наташа уверена в метаморфозах нашей жизни, где мутируют не только растения и животные, но и старые добрые знакомые из сказок. Они атакуют детское сознание, как массовый продукт, удобный для потребления, а взрослые уже не свободны от прелестей телевизионного фаст-фуда... Еще одна Наташина реальность - Пушкинская площадь, где возле задумчивого Пушкина пристроились аж два здания газеты "Известия". Одно - высокое, каким и задумал его архитектор. Второе - реальное, на нем громоздится белка, бросающая скорлупки в вывеску "ERROR". Наташа считает нынешнее "урезанное" здание ошибкой и восстанавливает архитектурную справедливость. Другая картина: враги кота Леопольда охраняют огромное яйцо, из которого вылупляются человечки. Процесс происходит напротив центрального входа в Храм Христа Спасителя, вход которого украшает западное "WELCOME". Сначала я испугалась: не пасхальное ли яйцо привезли мыши? Наташа опровергает:
- Яйцо - символ рождения у всех художников всех времен. Что же касается вновь возведенного храма, то он давно стал, по моему убеждению, светским и не имеет отношения к духовным ценностям. Его трудно оскорбить - его уже оскорбили самим фактом этой постройки.