- Не допустимо, когда прессе запрещают присутствовать на заседаниях судов, кроме случаев, указанных в Конституции, - заявил с трибуны Вячеслав Лебедев. - Это очень важно для нас: объективное освещение работы судов.
Отрадно, что эти слова услышали как раз те люди, от которых и зависит открытость или закрытость процессов: самих судей. И не просто судей, а больших судейских начальников. Ведь председатель Верховного суда выступал перед председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов автономной области и военных судов, которые приехали в Москву на совещание-семинар.
О том, что это не обычные посиделки и не рутинный съезд, говорил уровень гостей. На трибуне в том числе сидели: заместитель главы администрации Президента РФ Виктор Иванов, председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, глава ФСБ Николай Патрушев, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, председатель Государственного комитета по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ Виктор Черкесов. Одной из главных тем разговора было отношение судов и общества.
Как разъяснил позже Вячеслав Лебедев, сами судьи не имеют права комментировать вынесенные ими приговоры. Между тем, по его словам, "нагнетание ситуации вокруг суда иногда преследует цель повлиять на судей, запугать их, чтобы добиться нужного решения". Именно поэтому, как отметил председатель Верховного суда РФ, он заинтересован в объективном освещении СМИ работы судебной системы.
- Мы не позволим породить нездоровые отношения между судом и прессой, - сказал Вячеслав Лебедев. - Нами подготовлен проект постановления пленума Верховного суда по обеспечению публичности, гласности и транспарентности правосудия, который уже получил положительное заключение Совета Европы. К сожалению, сейчас в средствах массовой информации превалирует негативный образ судьи, но это неправильно.
Операция: чистые мантии
Однако нередко сами судьи дают повод для негативных публикаций о себе. Об этом тоже много говорилось вчера. Вячеслав Лебедев заявил о намерении решительно бороться со случаями проявления коррупции среди судей.
- Мы не будем терпеть в судейском корпусе людей, которые злоупотребляют своим положением, особенно учитывая особое положение судьи в государстве, - сказал он.
В прошлом году за различные нарушения квалификационные коллегии отрешили от должностей шестьдесят восемь судей. Еще более двухсот двадцати судей были привлечены к дисциплинарной ответственности. Генеральный прокурор РФ направил семь ходатайств о разрешении возбудить уголовные дела в отношении судей, шесть таких обращений были удовлетворены.
Примеры привел в своем выступлении Виктор Иванов. В Москве правоохранительные органы разоблачили трех судей, которые организовали целую преступную группировку, занимавшуюся мошенничествами с квартирами. А в Калмыкии некий судья вершил правосудие ("хотя можно ли это назвать правосудием?" - задал риторический вопрос Иванов) целый год после того, как истек срок его полномочий. При этом судья очень активно вмешивался в хозяйственные споры и арестовывал имущество.
- Необходимо исключить возможность попадания в число кандидатов случайных людей, - заявил Виктор Иванов.
Так что стать судьей в нашей стране будет становиться все сложнее и сложнее. Особенно (хочется верить) - нечестным людям. Если два года назад в Кремле отклонили всего тридцать пять кандидатур на должность судьи, то в прошлом завернули более ста шестидесяти человек, стремившихся стать служителями Фемиды.
- При этом в отношении ряда кандидатов такое решение было принято, поскольку были установлены контакты с представителями криминальных структур и близкие связи в коммерческой сфере, - заметил Виктор Иванов.
Сажать нынче не модно?
В советские годы, что греха таить, вся правоохранительная система была карательной. Теперь, как утверждают и в Верховном суде, и в администрации Президента, времена решительно изменились.
- Нам удалось обновить законодательную базу, - сказал Виктор Иванов. - Предприняты меры либерализации законодательства. Благодаря этому в прошлом году число граждан, находящихся в местах лишения свободы, сократилось на тридцать три тысячи человек. Всего на данный момент лишены свободы около восемьсот пятидесяти человек.
По словам же председателя Вячеслава Лебедева, суды стали шире применять такой вид наказания, как исправительные работы, так и другие альтернативные меры наказания. Более половины приговоров вынесли условное наказание.
А вот оправдывают у нас по-прежнему редко. В прошлом году обычные суды оправдали лишь восемь десятых процента оправдательных приговоров. Правда, по словам Вячеслава Лебедева, это в два раза больше, чем было до этого. Зато суды присяжных чаще становились на сторону подсудимых, вынося оправдательные приговоры в пятнадцати процентах случаев. Правда, из них пятая часть приговоров потом отменялась. Но, как заметил Вячеслав Лебедев, вины присяжных в этом нет. Приговоры отменялись из-за процедурных нарушений.
Следователь не сапер, ошибается чаще
От судей досталось на орехи всем следователям из органов внутренних дел. По мнению Лебедева, они очень плохо работают.
- Несмотря на то, что институт направления дел на дополнительное расследование упразднен, качество следствия в органах внутренних дел оставляет желать лучшего, - сказал Вячеслав Лебедев.
С этого года в России перестал действовать институт народных заседателей. На смену им пришли не только присяжные, но и коллегии из трех судей. Но проблема в том, что в России сорок девять односоставных судов. Коллегию в них никак не наберешь. А есть еще двухсоставные и трехсоставные. В принципе планируется сделать все суда страны как минимум четырехсоставными. Но на это потребуется время. Поэтому Верховный суд предлагает перенести появление коллегий (или по простонародному троек) до следующего года.
Досье "РГ"
Всего в России 23 290 судей. В этом году появится 1777 новых должностей федеральных судей в районных судах и 245 должностей в областных, краевых и верховных республиканских.
В районных судах около десяти процентов судей - бывшие работники аппарата судов. Около десяти процентов - бывшие адвокаты. Около восьми процентов - бывшие преподаватели вузов. Двадцать два процента - выходцы из прокуратуры. Более десяти процентов - бывшие сотрудники МВД.
В прошлом году суды рассмотрели 970 тысяч уголовных дел в отношении 1 миллиона 68 тысяч обвиняемых. Почти половина всех преступлений - 47,9 проц. - были преступлениями против собственности, 19,6 проц. - преступления против личности, 11,5 проц. - преступления, связанные с оборотом наркотиков.
Судами присяжных в 2003 году было рассмотрено 492 уголовных дела в отношении почти 1000 человек. В общем объеме уголовных дел это составило 8,3проц.